Президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию заявил о возврате к системе базовой подготовки в вузах и расставил приоритеты в вопросах школьного образования. В магистры – бесплатно Президент заявил: необходимо вернуться к традиционной для страны базовой подготовке специалистов по программам высшего образования. Срок обучения – от 4 до 6 лет. Если профессия требует дополнительной подготовки или узкой специализации, должна быть возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Причем в магистратуру можно будет поступать после любого базового образования, вне зависимости от срока обучения. Сейчас в магистры можно идти только после 4 лет бакалавриата. Еще один важный момент, который подчеркнул уже после речи президента министр науки и высшего образования Валерий Фальков: поступить в магистратуру можно будет на бюджет. Сейчас такая возможность тоже есть, но мест очень мало. – Появляется такое понятие, как специализированное или углубленное высшее образование, магистратура, ординатура. Оно и сегодня есть, просто там есть определенные ограничения: выпускники бакалавриата могут поступать бесплатно в магистратуру, а выпускники специалитета почему-то нет, – прокомментировал Фальков. – В новой системе все, кто получает базовое высшее образование, смогут поступать в магистратуру или ординатуру бесплатно. О том, как уже сейчас работает пятилетний бакалавриат – одна из возможных форм получения высшего образования, “РГ” рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: – В МГПУ уже несколько лет действует программа пятилетнего бакалавриата, там учится более 2000 студентов. Они осваивают два профиля: например, “начальная школа” и “иностранный язык”. Очень важно, чтобы была возможность пойти в магистратуру после первого уровня образования. У нас много тех, кто приходит из других непедагогических вузов на магистратуру по педагогике. Здесь двухлетняя магистратура очень полезна. Диплом на месте Те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить и закончить образование по действующим сейчас программам. То есть переход к новой системе должен быть плавным – это особо отметил президент. А Валерий Фальков заверил, что уже полученные дипломы не придется пересматривать и согласовывать по новой системе. Они по-прежнему будут котироваться – и в России, и за рубежом. Фальков отметил, что это касается и полученных ученых степеней. Также в новой системе в отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура. В целом, по словам главы минобрнауки, изменения в работе преподавателей и студентов в связи с принятием новой системы высшего образования в России будут минимальны. Напомним, в 2012 году аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, что в принципе отвечало принципам Болонского процесса. Но с тех пор стали падать показатели эффективности аспирантуры. Как рассказал в одном из Telegram-каналов директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, реформа 2012 года сильно критиковалась и, по сути, не была поддержана ни финансовыми, и человеческими ресурсами для качественного исполнения: “В итоге образовательные и научные организации изменили то, что могли и с тем качеством, которое было им доступно. С прошлого года мы формально стали возвращать часть процедур, которые существовали до 2012 года. Сейчас, видимо, после того, что было сегодня озвучено президентом, будет уже формально зафиксирован возврат к модели, когда аспирантура выносится за рамки системы высшего образования и имеет отдельный статус системы подготовки научных и педагогических кадров для высшей школы”. История с географией Президент заявил, что качество программ общего и высшего образования по гуманитарным специальностям необходимо повысить, чтобы молодежь могла лучше узнать о своей родине, ее культуре и традициях. “С участием педагогов, ученых, специалистов мы должны серьезно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего: истории, обществознанию, литературе, географии, чтобы молодежь могла как можно больше узнать о России, ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях”, – сказал Владимир Путин. Как отметил, комментируя послание, министр просвещения Сергей Кравцов, такая работа уже ведется. Для школ утверждены федеральные основные общеобразовательные программы по шести предметам, в том числе по гуманитарным дисциплинам. Все школы обязаны перейти на федеральные основные общеобразовательные программы с 1 сентября 2023 года. Для начальной школы утверждены программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В состав федеральных программ для основной и средней школы включены обязательные программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. До конца учебного года будут разработаны федеральные программы по другим предметам, например по информатике и физике, в том числе с учетом отечественных и мировых научных достижений. Также Владимир Путин говорил о том, что важно повышать общественную значимость учительского труда и напомнил, что 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. “Важно повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности к учителю, а учителя – об уважении и любви к родителям. Давайте помнить об этом всегда”, – подчеркнул президент. Напомним, что в этом году увеличено количество премий лучшим учителям страны – их стало 1250, а сумма премии составляет 200 тысяч рублей. Миллион за пять лет Владимир Путин поручил в течение пяти лет подготовить порядка миллиона рабочих кадров и расширить федеральный проект “Профессионалитет”, чтобы обеспечить суверенитет и конкурентоспособность страны, заявил президент. Кадры остро нужны для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других ключевых отраслей. Глава государства обратил внимание, что за последние годы в обществе ощутимо вырос престиж среднего профессионального образования и увеличился спрос на выпускников техникумов и колледжей среди работодателей. Действительно, число студентов колледжей за год выросло на 6,7 процента и составило более 3,5 миллиона, а с запуском федерального проекта “Профессионалитет” произошла настоящая перезагрузка системы среднего профобразования. В 2022 году создан 71 образовательно-производственный центр в 42 регионах. А с 1 сентября 2022 года в колледжах – участниках проекта проходят обучение 150 тысяч молодых людей. – В 2023 году в проект добавились новые отрасли: радиоэлектроника, информационные технологии, топливно-энергетический комплекс, строительная отрасль, транспортная отрасль, электротехническая промышленность, лесная промышленность и горнодобывающая промышленность, – уточнил министр просвещения Сергей Кравцов. – Будет создано еще 70 образовательно-производственных кластеров и количество участников проекта составит 350 тысяч студентов. Мы будем активно развивать это направление, тем более, что интерес к проекту среди школьников только растет. Федеральный проект “Профессионалитет” включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года. Его цель – создание в системе СПО принципиально новой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики. |
|