В августе 1845 года в торжественной обстановке был открыт необыкновенный по красоте памятник нашему выдающемуся земляку Николаю Михайловичу Карамзину. Памятник был сооружен по инициативе симбирского дворянства с разрешения Николая I на средства, собранные по всероссийской подписке (сбор был начат в 1833 году). В 1833 году Советом Академии художеств России был объявлен конкурс на памятник Н.М. Карамзину для Симбирска. Из 9 проектов принятым оказался проект профессора Академии художеств С.И. Гальберга. Ранняя смерть мастера прервала работу. По решению академического Совета завершили работу над памятником его ученики: А. Иванов, П. Ставассер, К. Климченко, Н. Рамазанов. Наблюдал за работой скульптор В.И. Демут-Малиновский. Пьедестал выполнен по чертежам архитектора С.И. Гальберга. Фигура статуи Клио, бюст и два барельефа отлиты из бронзы в литейной мастерской Академии художеств известным мастером художественного литья П.К. Клодтом.

Памятник выполнен в стиле классицизма. На пьедестале возвышается стройная и величественная статуя музы истории Клио. Бюст Н.М. Карамзина помещен в круглой нише массивного постамента, по бокам которого находятся два барельефа. Слева – Н.М. Карамзин изображен в античной тоге, читающим одну из глав своей истории Александру I. Справа – Н.М. Карамзин на смертном одре. Стоящая перед ним Фортуна сыплет из рога изобилия монеты, блеск которых привлекает лишь младенца. Усталый и равнодушный жест умирающего отвергает запоздалую царскую милость. Рядом в торжественных и величественных позах – члены семьи Карамзина.

Памятник был поставлен в лучшей части города, на площади, которая получила название Карамзинской и стала любимым местом отдыха симбирян всех последующих поколений. Ограда была установлена в 1855 году Авророй Карамзиной, вдовой Андрея Николаевича Карамзина, погибшего в 1854 году на Крымской войне. Решетку отлили на Демидовском заводе в Нижнем Тагиле. Верх спиц был вызолочен.

Сквер был разбит в 1866-1869 годы. Автор проекта планировки сквера – архитектор Н.А. Любимов. Живая ограда из желтых акаций и сирени. На аллеях высажены березы, вязы, рябины, вишни, дикие груши. Последние вызывали интерес у ученых из Америки и Германии, по просьбе которых симбиряне высылали черенки. За садиком следил специальный смотритель. Ворота на ночь запирались.

В 1931 году возникла опасность сноса памятника «<…> Сбиты верхние окончания штоков оград, уничтожены два ее кронштейна, сделано несколько выколов гранита, уничтожена надпись на пьедестале, сняты гайки обоих горельефов, уничтожена позолота верхних окончаний ограды и свинцовая расчеканка швов гранитных блоков». Призывы о сносе памятника звучали и в обращениях граждан. Среди документов архива имеется обращение пенсионера Тимонова из села Крестовые Городищи. В своем письме (представленном в альбоме) он писал: «Во всех газетах, а в «Экономической жизни» в особенности, пишут о недостатке у нас цветных металлов <…> Имею указать на крупный кусок такого металла «в бросовом состоянии» в г. Ульяновске. Эта статуя из меди в Карамзинском саду. Только в императорских мозгах Николая I могла родиться мысль создания памятника греческой богине с маленьким бюстом историка под ее ногами. В наше время, время ленинской логики, вещей и «грубого» материализма такой памятник – анахронизм. Статуя должна быть снята и употреблена на подшипники <…>».

Памятник Карамзину удалось отстоять благодаря принципиальной позиции, занятой директором Естественно-исторического музея Павлом Яковлевичем Гречкиным и городским архитектором Феофаном Евтихиевичем Вольсовым.

Реставрацию памятника провели гораздо позже. Надпись восстановлена после войны, но без позолоты. Капитальная реставрация скульптур и постамента проведена в 1967 году Л.Я. Урисом (Москва).

Фонд-Р-968 (Ульяновский областной краеведческий музей им И.А. Гончарова), оп.7, д.10. лл.1,4;