По результатам опроса* «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») 63% жителей Приволжского Федерального округа уверены в возвращении покинувших страну автоконцернов. Из ушедших автомобильных брендов нашим соотечественникам чаще всего не хватает европейских марок (так ответили 45% респондентов ПФО). При этом большинство считает, что схема параллельного импорта не решит вопрос дефицита, отечественный автопром будет развиваться все активнее из-за импортозамещения и инвестиций в развитие, а автодилеры продолжат переориентацию на китайские и отечественные марки. При этом почти 70% опрошенных ждут дальнейшего роста цен на автомобили в 2023 году.
63% опрошенных в регионе уверены в том, что ушедшие бренды вернутся в Россию, и считают их уход временной мерой из-за санкций. Больше всего оптимистов оказалось в Сибирском (68%) и Южном (67%) федеральных округах. Чуть более четверти (28%) придерживаются противоположного мнения, так как уверены, что ушедшие иностранные бренды скоро заменят отечественные и китайские автомобили, а также поставки по параллельному импорту. Такую точку зрения чаще всего озвучивали на Дальнем Востоке (там не ждут возврата ушедших марок 35%), 12% участников опроса затруднились с ответом.
Из покинувших российских авторынок марок большинству автовладельцев не хватает европейских брендов: так ответили 45% опрошенных в регионе, еще 33% недостает японских марок, 18% – корейских и 4% американских. Больше всего об уходе «корейцев» сожалеют в Московском регионе (52%) и Центральном федеральном округе (50%), «японцев» – на Дальнем Востоке (85%), «корейцев» – в Северо–Кавказском и Уральском округах, «американцев» – на Северо-Западе.
При этом ровно половина (50%) респондентов Приволжья считают, что схема параллельного импорта не сможет полностью заместить ушедшие бренды. Среди причин – более высокая цена ввозимых аналогов (об этом заявили 30% опрошенных), несоответствие заграничных комплектаций российским реалиям (16%), ввоз автомобилей преимущественно премиум-сегмента (4%).
При этом в регионе чуть более трети опрошенных (33%) согласны с тем, что схема параллельного импорта со временем заработает, так как дилеры приспособятся ввозить все востребованные модели.
В большей степени с данным мнением согласны опрошенные в Северо-Кавказском (49%) и Сибирском (41%) федеральных округах.
На перспективы отечественного автопрома в связи с уходом зарубежных марок россияне смотрят в целом оптимистично. Ровно половина респондентов (аналогичные показатели – 50% в Приволжском Федеральном округе) считают, что отечественный автопром будет развиваться активнее из-за импортозамещения и инвестиций в развитие. В большей степени с данным мнением согласны опрошенные в Северо-Кавказском (49%) и Сибирском (41%) федеральных округах. При этом чуть более четверти опрошенных (27%) полагают, что отечественный автопром останется на прежнем уровне. Еще 23% ожидают ухудшение ситуации из-за санкций на запчасти.
Описывая будущее российских автодилеров, две трети респондентов однозначно отметили, что они в будущем продолжат переориентацию на китайские и отечественные марки (больше всего с этой позицией солидарны в Приволжском федеральном округе – 76%). Треть (34%) ожидают смены вектора в работе дилерской сети на ввезенные через параллельный импорт машины (чаще так считают на Дальнем Востоке – 41%, а также в Москве и Московской области – 44%). Еще 25% опрошенных отметили, что среди вариантов будущего для российских дилеров – переориентирование на продажу машин с пробегом, еще 21% считает, что акцент в работе сместится на сегмент подержанных автомобилей и даже уход части дилеров с рынка.
Все происходящие события, по мнению опрошенных, найдут отражение в ценовой политике автопроизводителей и дилеров. Почти две трети респондентов из Приволжья (64%) считают, что в 2023 году машины продолжат дорожать (чаще всего так отвечали на Дальнем Востоке – 81%, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и Северо-Западном федеральном округе – по 74%). Менее трети опрошенных (в Приволжье – 27%) ожидают стабилизации цен, 4% оптимистично надеются на падение цен, а 5% затруднились с ответом.
*Опрос проводился 1-7 февраля 2023г. среди 1520 респондентов в возрасте 18-65 лет по репрезентативной выборке во всех регионах России.
Банк «Открытие» входит в Группу ВТБ и внесен в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Инвестиции» (бренд, включающий продукты брокерской компании и УК «Открытие»), «НПФ Открытие», ООО «Открытие Факторинг» и др. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»).
«Открытие Авто» – блок автобизнеса в банке «Открытие». Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к «ФК Открытие» 1 мая 2022 года. Входит в топ-3 ключевых игроков рынка автокредитования. Среди клиентов банка – 5 из 10 ведущих российских автодилеров, а также пул автопроизводителей, выпускающих более 65% всех новых HCV и LCV в РФ. Партнерская сеть превышает 4 тысячи автосалонов по всей России.