Совсем недавно отгремел городского этап конкурса «Учитель года-2023». 13 ульяновских педагогов на протяжении нескольких дней шаг за шагом проходили конкурсные испытания. В результате победу одержала преподаватель русского языка и литературы Губернаторского лицея №100 Валерия Незванова. Ей вместе с призерами муниципального тура конкурса профмастерства предстоит защищать честь Ульяновска на региональном уровне.
В преддверии старта конкурса Валерия раскрыла корреспонденту ultoday73.ru секрет своего успеха, рассказала, как пришла в профессию и почему считает, что современные дети не отличаются от ребят 90-х.
— Валерия, что вас привлекло в педагогике? Как вы пришли в профессию?
— Во время обучения в педагогическом университете я проходила практику в детском лагере. Тогда я поняла, что мне нравится работать с детьми, общаться с ними. Постепенно все закрутилось, завертелось, и после окончания высшего ученого заведения я решила пойти трудиться учителем в школу №57. Проработав там четыре года, ушла в декретный отпуск. Так сложилось, что в этот период мы с мужем поменяли место жительства, в связи чем я трудоустроилась в другую образовательную организацию, расположенную вблизи дома, — в Губернаторский лицей №100. Вот уже два года обучаю здесь детишек русскому языку и литературе. Признаться честно, за шесть лет трудовой деятельности я ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя.
— Что самое главное в вашей работе?
— Любить и уважать своих учеников, делать все, чтобы ребенку было интересно и комфортно на занятиях. Для этого важно обязательно включать в работу чувство юмора, творческую составляющую и предоставлять как учителю, так и самому ребенку свободу выбора. Очень важно, чтобы педагог любил свой предмет и с большим удовольствием стремился поделиться своими знаниями с детьми.
— Как учителю не перегореть на работе?
— Для этого нужно отдыхать. Не зря у учителей такой большой отпуск летом. Необходимо, чтобы педагог мог перезагрузиться, отдохнуть и с новыми силами вступить в новый учебный год. Немаловажно уметь переключаться, заниматься своими хобби, проводить больше времени со своей семьей. Лично мне помогает отвлечься от трудовых будней мои муж и ребенок, друзья, просмотр кинофильмов, чтение книг, спорт.
— Как помочь тем, кому нелегко дается русский? Есть ли у вас свои фишки, методики, которые вы активно используете на уроках?
— Главное — заинтересовать ребенка своим предметом. У меня несколько своих методик, о которых я и говорила на конкурсе. Пока озвучивать их не хочу, ведь впереди еще региональный этап (смеется). Могу назвать только одно. На уроках русского языка я использую метод педагогической режиссуры. Я понимаю, что многие произведения могут даваться лицеистам нелегко. Поэтому на уроках литературы использую какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением. Как говорится, на войне все средства хороши. Поэтому с детьми мы ходим в театры, смотрим отрывки из фильмов, просматриваем онлайн-экскурсии в сети интернет. Я делаю все, чтобы моим ученикам было интересно на моих занятиях.
— Валерия, согласны ли вы с мнением, что современные подростки не читают?
— Они, может быть, и читают. Вопрос в другом: как они это делают. Гонятся за сюжетом или осмысленно пытаются заглянуть вглубь произведения? Одна из моих методик, которые я представляю на конкурсе «Учитель года», направлена на то, чтобы ребенок не просто читал, следил за содержанием и сюжетом, а вникал в самую суть.
— Какие книги из школьной программы вы бы исключили, а какие добавили?
— Наверное, в обязательное прочтение я бы включила произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Вы чьё, старичьё?», «Не стреляйте в белых лебедей». Таких произведений, которые я бы исключила, наверное, нет.
— Следите ли вы за книжным новинками?
— К сожалению, современную литературу я не очень люблю, поэтому не особо слежу, за ними. Мне о них рассказывают мои ученики. У нас раз в год проходит тематический урок по литературе, на котором дети рассказывают о своих любимых произведениях. В основном это современная литература. Соответственно, благодаря этому на уроках знакомлюсь с новыми авторами и произведениями.
— В последнее время многие говорят, что современные дети «какие-то не такие». Вы работаете с подрастающим поколением. На ваш взгляд, какие они?
— Когда я смотрю на ребят со стороны, вижу тех же мальчишек и девчонок, которые были и десять, и двадцать лет тому назад. Единственное, что поменялось, сейчас в руках они все чаще держат телефоны, сидят много в интернете. У того поколения ребят такого не было. Во всем остальном, на мой взгляд, они такие же. Все с теми же проблемами, желаниями…
— Стараетесь ли вы быть на одной волне с учениками или вам и так удается легко находить общий язык с детьми?
— Нужно поймать эту золотую середину. Быть для них не только учителем, но еще и другом, наставником. Я стараюсь совмещать в себе и то и другое.
— Ранее участвовали уже в профессиональных конкурсах?
— Это мой первый опыт. Ранее я не принимала участие ни в творческих, ни в профессиональных конкурсах.
— Как думаете, чем вам удалось покорить строгое жюри?
— Мне кажется, им понравились мои методики, которые я представила. Тем более что говорила о них не просто так. Я действительно применяю их на практике.
— Вы сами ожидали, что станете лучшим учителем года?
— Я верила в это, стремилась к этому, сделала все от меня зависящее, чтобы занять первое место.
— Конкурсная суета позади, какой главный урок вы для себя извлекли?
— В первую очередь я поняла, что не нужно никогда сдаваться, идти только вперед и до конца. Не смотреть по сторонам, на других конкурсантов, не думать, что у других участников что-то получается лучше или хуже. Нужно сравнивать только себя с самой собой.
— Что в ходе конкурсных испытаний показалось самым сложным?
— Для меня — выйти из зоны комфорта, побороть себя. На сцене я, конечно, была не в первый раз, но выступать в качестве участника конкурса до этого времени мне не доводилось. Это было очень волнительно, ответственно. Особенно осознавая, что ты представляешь свою школу на городском этапе. Было очень страшно. Не хотелось подвести своих коллег, которые в меня верили и на протяжении всех конкурсных этапов поддерживали, помогали, за что я им очень благодарна. Более того, на конкурсе приходилось отвечать и решать задания уже мне. Спрашивали уже с меня, а не я с кого-то, как это происходит в лицее. Но, к счастью, мне удалось со всем справиться. К тому же я считаю, что выход из зоны комфорта — это всегда возможность для роста педагога, причем как профессионального, так и личностного. Поэтому, уверена, участие в конкурсе пошло мне только на пользу.
— А сами вы больше любите учить или учиться?
— Вообще мне нравится и то и другое. Ведь, по правде говоря, не имея возможности учиться самому, ты не сможешь обучать других. Мы должны постоянно развиваться. Наука и творчество никогда не стоят на месте, поэтому и мы должны соответствовать. В связи с этим лично я стараюсь использовать все возможности для дополнительного обучения, прохожу онлайн-курсы, читаю много книг.
— Хотели бы вы, чтобы ваши ученики пошли работать в сферу образования? И кстати, есть ли у вас любимчики?
— Мы часто разговариваем с учениками о профессиях. Многие уже делятся своими планами. Например, у меня есть несколько детей в классе, которые хотят стать учителями. Конечно, пока определяться с профессией им еще рано, они только в седьмом классе, но планы уже строим. Для меня все дети равны. Каждый из них личность. С каждым из них у меня связаны какие-то приятные моменты.
Фото предоставлено В. Незвановой