В федеральных СМИ прокатилась новость о том, что в России скоро перейдут на электронные платежки. С такой инициативой в Минстрой РФ обратился Российский экологический оператор (РЭО). Цель — экономия бумаги и снижение вреда экологии. Когда это новшество применят у нас в городе? За комментариями мы обратились в РИЦ.

Спешим успокоить ульяновцев: о резком отказе от привычных платежек в почтовых ящиках пока речи не идет. Между тем у нас в городе все же происходят изменения в этом плане. Так, с этого месяца сокращается количество квитанций от разных поставщиков. Это даст хоть и не полную, но значительную экономию бумаги.

РИЦ ведет активную работу по переходу на единый платежный документ за услуги ЖКХ. Задача состоит в том, чтобы собрать вместе на одном носителе информацию о начислениях за газ, электричество, воду и т.д. Ворох счетов, которые поступают нам каждый месяц, уйдет в прошлое.

— Единый платежный документ (ЕПД) позволяет собрать все коммунальные платежи в одну квитанцию. Форма единой платежки разработана с учетом всех требований жилищного законодательства и рекомендаций Минстроя России. Сейчас ЕПД содержит всю обязательную информацию, которая требуется согласно нормативным документам: данные о помещении и собственнике, учтенные показания приборов учета, объем потребленных ресурсов, размер начислений с подробной расшифровкой за месяц от каждого поставщика, — отметил директор ООО «РИЦ-Ульяновск» Сергей Комаров (на фото).

Ульяновский ЕПД уже сейчас включает в себя жилищные услуги («Содержание жилого помещения», в том числе «Содержание общего имущества»), и большинство коммунальных услуг («Водоснабжение», «Водоотведение», «Отопление», «Обращение с ТКО» и другие). Также есть информация о начислениях за капитальный ремонт. А с марта этого года жители Ульяновска увидят в ЕПД и начисления за потребленную электроэнергию.

— С этого месяца мы прекращаем рассылку отдельных счетов. Информация теперь будет доступна потребителям в едином платежном документе РИЦ. Мне кажется, это даже удобнее, что вся информация о начислениях будет в одном месте перед глазами. Ведь, как правило, жители оплачивают все услуги ЖКХ одновременно, и ЕПД поможет не запутаться в бумажках. Кроме того, этим самым мы внесем свой вклад в сохранение полезных ресурсов страны, отказавшись от печати большого количества бумажной документации, — прокомментировал генеральный директор АО «Ульяновскэнерго» Олег Исмайлов.

Все, кто уже получал ЕПД, наверняка заметили, что на нем размещено много QR-кодов, напротив каждой строки.

— Мы стремимся сделать оплату услуг ЖКХ более удобной для ульяновцев, чтобы у них была возможность получить максимальную информацию сразу в одном документе. При этом у потребителей должна быть возможность производить оплату частично или выборочно по отдельным услугам. Мы уже прошли путь жалоб и недовольств и прекрасно изучили запросы жителей Ульяновска. Новый единый платежный документ принципиально отличается тем, что содержит в себе индивидуальные QR-коды с реквизитами каждого поставщика. Вместе с тем там есть и единый QR-код для быстрой оплаты всех услуг в один клик. Потребитель сам выбирает и решает, что ему больше подходит и как он хочет оплачивать услуги ЖКХ, — пояснил Сергей Комаров.

— Почему при оплате разных услуг появляется разная банковская комиссия, от чего это зависит?

— Процент устанавливают платежные агенты. У разных организаций (например, банков) комиссия разная. При оплате через РИЦ — это 2%, если вносить оплату в кассах, и 1% — при оплате онлайн через личный кабинет или терминалы самообслуживания.

— Разрешается ли собственникам жилья не оплачивать услуги ЖКХ, если не доставлен платежный документ в бумажном виде?

— Обязанность оплачивать услуги ЖКХ возникает у собственника в момент приобретения жилья. И если посмотреть на судебную практику, то ситуации, когда собственники жилья объясняют свои долги за ЖКУ тем, что не получали квитанций, заканчиваются не в их пользу. Поскольку неполучение платежного документа в бумажном виде трудно доказать. А факт потребления услуги существует независимо от того, получил пользователь уведомление или нет. Кроме того, платежный документ не обязательно может быть доставлен на бумажном носителе. В таком случае квитанцию человек увидит либо у себя в электронной почте, либо в личном кабинете, либо еще каким-то способом, о котором он договорится с поставщиком услуг. На самом деле, отказаться от бумажных и перейти на электронные квитанции можно уже сегодня, но пока большинство ульяновцев к этому еще не готовы.

— Кто должен, и есть ли вообще такая обязанность по закону, доставлять бумажные платежки, или житель должен сам за ней приходить?

— Законодательно у собственников жилья есть право определять, каким образом они получают платежный документ. Как правило, это прописывается в договоре с обслуживающей организацией (УК, ЖСК или ТСЖ). Иногда собственники, желая сэкономить, ищут альтернативные варианты получения квитанций. Например, забирают их сами в офисе управляющей компании. Или договариваются со старшими по домам, чтобы те разносили квитанции по квартирам. В любом случае вопрос решается большинством голосов собственников и закрепляется протоколом общего собрания. То есть это на усмотрение УК и самих жителей.

— То есть РИЦ не обязан носить платежки?

— В данном случае РИЦ выступает оператором, которому поставщики ресурсов и организации, обслуживающие жилой фонд, поручают некоторые функции, в том числе касательно платежных документов. И есть разные варианты. Договор с одними организациями предусматривает полный комплекс услуг — формирование, печать, доставка квитанций. А по договору с другими мы лишь делаем выгрузку платежных документов в электронном виде, а печатают и распространяют их сами организации своими силами. Все зависит от того, еще раз подчеркнем это, какое решение принято большинством голосов собственников жилья на общем собрании.