У властей появился новый план освоения юннатки и “Черного озера”. В 2021-м на ООПТ замахивались спортсмены с проектом теннисных кортов. Сейчас свою линию гнет Минобразования – за частные деньги хотят “Экокампус” за 400 миллионов рублей. Депутат по округу Гвоздев считает, что из этой территории можно и вовсе сделать а-ля московский парк им.Горького – с ресторанами, прокатами велосипедов и пр. По проекту уже обозначено строительство пространства площадью 3000 кв.м.

С 2015 года юннатка работает в формате Центра естественно-научного образования и экологического воспитания «Экокампус» (что это такое, мы не без приключений узнавали в 2021 году при освещении темы строительства теннисного корта, – прим.ред.). Власти подсчитали, что на модернизацию экозоны и юношеской базы натуралистов необходимо 400 млн рублей. Сумма заоблачная – необходим инвестор, заявила министр просвещения Наталья Семенова на отчете перед депутатами ЗСО.

Уже есть и концепция, которую подготовили три года назад, но за это время скорректировали с учетом современных требований. В ней есть все, что можно “впихнуть” в освоение 400 млн рублей: лаборатории биотехнологий, экомониторинга, агротехнологий, леса, рециклинга, Детский проектный офис, Центр дизайна, лаборатория археологии и палеонтологии, лабораторию альтернативных источников, мастерскую народных промыслов «Экоремесла», интерактивный музей естественной истории, медиастудию экологических фильмов «ЭкоОбъектив», зал массовых мероприятий, мини-зоосад, лабораторию «Школа безопасности» и этнографический музей.

Министру Семеновой видится, что если все это построить,  «Экокампус» будет собирать 4500 человек в год. Пока же обучающиеся осваивают программы разрозненно:

– Сейчас по программе естественно-научной направленности учатся почти две тысячи человек и почти полторы тысячи человек обучаются на направленности историко-краеведческой. В числе педагогов кандидаты наук, работники с первой и высшей квалификационной категорией, многие из них имеют стаж работы с детьми более 10 лет, – добавила министр просвещения Ульяновской области Наталья Семенова. – Все занятия проходят преимущественно в сетевом формате или на площадках других образовательных учреждений. Как только получится реализовать проект «Экокампуса», все учебные направления будут объеденины территориально. Мы планируем, что проект будет собирать в год в среднем до 4500 человек.

Первый вице-спикер Заксобрания, депутат по округу Василий Гвоздев считает, что из “Черного озера” за деньги инвестора можно сделать а-ля московский парк Горького. По его мнению, раз направление в сторону моста по улице Аблукова выбрало вектор развития в виде «запаковки» набережной в бетон и увеселительный формат, то в экозоне можно сделать альтернативный вариант.

– Все средства должны поступать из федерального, областного и городского бюджетов, однако невозможно в современном мире сделать отдых качественным без сотрудничества с коммерческими направлениями. Отличный пример – Парк Горького в Москве, там есть и рестораны, и прокат велосипедов, находится место всем, если есть хороший пример, почему ему не последовать?

Спикеры заявляют, что проект будет финансироваться городом. Однако официально он находится на стадии поиска инвесторов.

Концепция модернизации

В презентации сказано, что инфраструктура Центра «Экокампус» требует серьезной модернизации “в целях приведения ее в соответствие с требованиями к современной, практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среде”. Концепция модернизация разработана по поручению “белого дома”. За основу взяли всероссийский опыт.

Концепция включает  строительство здания (образовательное пространство площадью не менее 3000 кв.м); зону экспериментального фермерства (0,6 га); экопарк «Юннат» (1 га). Расчётная стоимость строительства порядка составляет 400 млн. рублей., это без учёта проектных и изыскательских работ.

По проекту здание Центра «Экокампус» включает в себя лабораторные пространства:

  • лаборатория биотехнологий, включающая пространства по направлениям биоинженерии, микробиологии, биомедицины, биофармакологии, генной инженерии, клонирования и гибридизации;
  • лаборатория экомониторинга, направленная на формирование у детей навыков наблюдения за природой, анализа экологического состояния среды;
  • лаборатория агротехнологий, включающая образовательное пространство и опытный участок, предназначенная для формирования компетенций по направлениям агропромышленного комплекса;
  • лаборатория леса, где дети знакомятся с правилами использования лесных ресурсов, с технологиями лесовосстановления;
  • лаборатория рециклинга, позволяющая формировать правильное отношение к отходам человеческой деятельности;
  • детский проектный офис представляет собой образовательное пространство для организации проектной и научно-исследовательской деятельности;
  • центр дизайна предназначен для творческих изысканий детей по изменению ландшафта, планированию и проектированию различных пространства;
  • лаборатория археологии и палеонтологии, где можно погрузиться в прошлое, изучить полезные ископаемые родного края, живой мир прошедших эпох;
  • лаборатория альтернативных источников, в том числе ветропарк, станция солнечных батарей;
  • мастерская народных промыслов «Экоремесла» – творческое пространство, где дети могут осваивать старинные ремесла: резьба по дереву, плетение из лозы, гончарное ремесло;
  • интерактивный музей естественной истории – интерактивное пространство, предназначенное для просветительской деятельности;
  • медиа-студия экологических фильмов «ЭкоОбъектив» для создания роликов, программ, социальной рекламы по экологическим темам;
  • зал массовых мероприятий: лекторий, конференц-зал – многофункциональное пространство;
  • мини-ЗооСад, включающий живые коллекции различных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей), где дети смогут познакомиться с ними, а также подарить им свою заботу и любовь;
  • лаборатория «Школа безопасности», позволяющая обучать безопасному нахождению в природной среде, реализовывать программы туристско-краеведческой направленности;
  • этнографический музей – просветительская туристско-краеведческой деятельность.

Территория Экокампуса также должна быть включена в образовательно-просветительскую деятельность. Для этого предназначены открытые тематические пространства:

  • зона экспериментального фермерства и умных теплиц;
  • кинологическая площадка;
  • эко-парк «Юннат» – прилегающая территория, используемая для организации экскурсий и мастер-классов для широкой общественности.

На территории парка «Черное озеро» возможно разместить туристическую полосу и познавательные маршруты.