Министр ЖКХ и строительства Ульяновской области Александр Черепан отчитался на профильном комитете ЗСО. Депутаты отметили, что отрасль проблемная (до 80% обращений от жителей связаны именно с коммуналкой и близкими к ней вопросами). Вопросы, заданных Черепану, касались эффективности проекта альтернативной котельной, по которому наш регион оказался «впереди планеты всей» — стал пилотным, проблем с вывозом мусора в южных районах области, судьбе дома для сирот в Большом Нагаткино. Но главные шишки достались замдиректора Фонда модернизации ЖКК (оператора капремонта) Николаю Николаеву — ему пришлось объяснять, зачем тратить 54 млн рублей на то, чтобы выбить из ульяновцев долг в 327 млн.

Большую часть своего отчета Александр Черепан показал в виде ролика, который потом дополнил ключевыми цифрами. По его словам, доля ульяновцев, обеспеченных качественной питьевой водой, выросла до 95,8%. В 2022 году в регионе благоустроили 90 дворов и 18 общественных пространств, модернизировали семь котельных, заменили 50 километров сетей, построили 10 межпоселковых и 96 внутрипоселковых газопроводов, запустили газ в семи населенных пунктах.

Активно велась работа с отходами.

— Доля твердых коммунальных отходов, отправленных на обработку, составила 66,2% (при плане 24,2%0), на утилизацию — 29,6% при плане 1,8%, на захоронение 70,3% (при плане в 98,2% — здесь чем ниже, тем лучше). На достижение показателей по экологии было направлено 3,5 млрд рублей, — рассказал министр.

В числе планов на 2023 год — реконструкция очистных сооружений и канализации правобережья Ульяновска и Барыша, системы водоснабжения Новой Майны, модернизация котельной в Ишеевке и Новоспасском, замена 45 километров теплосетей, благоустройство 85 дворовых территорий, начало работ по строительству экотехнопарка. Также министерство ЖКХ намерено снизить аварийность на 5%.

— Тонкие места показала зима. До 15 апреля закончится весенний осмотр сетей на всех объектах, в том числе, жилого фонда и будет сформирован план, — пояснил министр.

В планах — реализация инвестиционных производственных программ в формате концессий и энергосервисных контрактов. Черепан уточнил, что сейчас в разработке 12 таких проектов. В целом в отрасль планируется инвестировать 4 млрд рублей, из них 2,3 млрд — средства федерального бюджета.

Вопросы от депутатов начались с питьевой воды для жителей поселков Колхозный (фактически — части Ульяновска) и Красный Яр: «Было заявлено, что деньги не заложены даже на ПСД. Люди ждут, надеются и верят. Пока беспросветно?».

Черепан уточнил, что планы пока не сняты, но это дело не ближайшего года:

— Мы ежегодно формируем планы исходя из технического состояния и социальных запросов жителей. В федеральный центр подали заявку на 74 млрд рублей — столько стоят наши проекты. По Колхозному проблема обеспечения питьевой водой есть. Но на ближайшие три года денег в федеральном бюджете по субсидированию нет, он сверстан. Инфраструктурные кредиты требуют возврата в ближайшие 15 лет. Мы взвесили, на что их направить, и решили пустить на систему водоотведения в Ульянвоске. Сложилась катастрофическая ситуация с коллекторами в дальнем Засвияжье, с водоотводом на главные очистные сооружения канализационной станции — из-за подтопления на Автозаводской нужно было пробивать коллекторы, пришлось отключать электроэнергию ночью, чтобы спасти людей от пожаров. Поэтому кредитные деньги направили туда. А по Колхозному задача не снимается — возможно, это будут 2024-2025 годы.

Далее разговор зашел о выполнении мусорной реформы. Черепан рассказал, что министерство провело конкурс на выполнение корректировки территориальной схемы обращения с отходами. К сентябрю экспертная организация должна дать заключение, стоит ли менять логистику. По словам министра, есть сомнения в эффективности финансовой модели в пятой зоне деятельности регоператора. В нее входит южный куст области — территория Павловского, Старокулаткинского, Кузоватовского, Радищевского, Николаевского и Новоспасского районов.

Сейчас эту зону обслуживает самарская «Межрегиональная экологическая компания». По словам депутатов, жители районов жалуются на мусор, отсутствие контейнеров, малое количество техники.

— Сколько бы регоператора не били и не ругали, мы предполагаем, что с точки зрения экономики он не сможет решить задачи. Окончательное мнение выскажут эксперты. Регоператор по договору должен был обеспечить минимум шесть-семь единиц техники, но выходило два-три. Компания подтвердила, что намерена работать, сейчас довели парт техники до 5 машин, усилили его большегрузами, купили контейнеры, выставили в районных центрах. Но пятая зона на 70% — это вывоз процентов — бестарный вывоз ТБО. И нарушение графика вызывает недовольство жителей. Пока у регоператора нет сортировки и полигона — в Кузоватово приказал «долго жить», должны построить в Новоспасском. Земля выделена, пока компания бегает с проектами на финансирование, — рассказал Черепан.

Депутат Александр Спицын озвучил, что «обещанных улучшений работы с альткотельной нет». Он задал министру вопрос — есть ли инструменты регулирования, чтобы «Т Плюс» отчитывались об объемах и планах работ. Черепан защитил энергетиков: заявил, что компания не может жить своей жизнью:

— Метод альткотельной — это единая ценовая зона. Суть — регулятор (наше Агентство по регулированию цен и тарифов) определяет предельные уровни платы в ценовой зоне. По соглашению между «Т Плюс» и муниципальному образованию «Город Ульяновск» определяются параметры по годам, с ежегодным установлением размера платы по конкретной услуге — она не должна быть выше установленного порога. Регулятор все это отслеживает, на территории Ульяновска в единой ценовой зоне не зафиксировано фактов нарушения федерального закона. Более того, при очередной индексации тарифов в декабре прошлого года мы провели трехсторонние переговоры о том, чтобы сделать индексацию тарифов намного ниже предельного уровня от регулятора. «Т Плюс» нас услышали и ограничили размер индексации — сделали ее не более 9% (а не 20%, как было запланировано). Никого повышения тарифов в ближайшие два года не будет.

По его словам, самовольничать и управствовать у «Т Плюс» возможности нет — в противном случае, снимутся тарифные решения. Черепан уточнил, что три года назад объем вложений в модернизацию инфраструктуры энергетиков был не более 100 млн рублей, а сейчас, вместе с производственной программой по котельным — 930 млн. «Это стоило того», — отметил Черепан (имея в виду альткотельную).

Самым острым вопросом обсуждения на комитете стала новость о том, что Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области разместил техзадание на проведение конкурса по оказанию комплекса юридических услуг стоимостью 54 млн рублей. На это обратил внимание депутат Матвей Володарский. Он задал замдиректора Фонда Николаю Николаеву вопрос — почему такая большая сумма должна быть выплачена коллекторским (как он полагает) фирмам. Тот пояснил, что это не коллекторские услуги, а «комплекс юридических работ, разделенный на три этапа», и 54 млн рублей — предельная сумма, которая будет выплачена в течение трех лет.

— Компания, которая победит в конкурсе, будет получать 16% от поступивших в фонд взысканных долгов от физических лиц. На сегодняшний день сумма задолженности составляет 327 млн рублей, 200 млн из них — за пределами трехлетнего срока (срока давности). В прошлом году прокуратура указала нам на неэффективность работы с неплательщиками по взносам на капремонт. Силами фонда мы не можем осилить работу с большой задолженностью, поэтому проводим торги, — объяснил Николаев.

Победитель конкурса займется тремя видами работ: претензионной, досудебной, а также взаимодействием с федеральной службой судебных приставов. По словам замдиректора фонда, исполнительные листы приходится ждать более полугода, а потом еще несколько месяцев проходит до момента, когда наступает эффект от работы приставов. В прошлом году было направлено более 800 заявлений о выдаче судебных приказов, 200 из них до сих пор не получены.

Депутат Владимир Камеко очень критично отнесся к этой инициативе. Он уточнил, сколько сотрудников работает в юридическом отделе (четыре) и заявил, что в его компании («Газпром газораспределение Ульяновск») с задолженностью в 460 млн рублей работают три юриста, «и 370 млн уже в исполнительных листах».

— Откуда полгода ожидания судебных приказов? Может быть, дело в качестве подготовки документов? Это ноль вашей работе и ноль зарплате юристов. Если бы вы агентству, которое нанимаете, дали поручение работать с задолженностью бесперспективного взыскания, мы бы вас поняли, — отметил Камеко.

Депутат поинтересовался, чем будут заниматься юристы фонда. Николаев ответил, что они будут работать с задолженностью юридических лиц (сегодня она составляет 50 млн рублей).

— Не вспотеют ваши юристы отрабатывать эту сумму? Ну потейте дальше, — заявил Камеко.

В итоге депутаты приняли решение обсудить контракт на работу с долгами на попсовете фонда.

Еще один вопрос Володарского касался масштабной замены уличного освещения по лизингу стоимостью 1,5 млрд рублей:

— Ежегодно муниципалитет должен платить 380 млн рублей за замену лампочек. Зачем нам ростовская фирма? Мы не можем потратить в год эту сумму без удорожания и сами все заменить?

Черепан открестился от ответа: по его словам, среди получателей субсидий Ульяновска нет — бюджет города самодостаточен для того, чтобы обеспечить эти полномочия:

— Мы не являемся стороной в контракте, не рассматривали его, это 100-процентные полномочия муниципалитета. Поэтому подробностями реализации я не владею.

Также министр рассказал о судьбе многострадального дома для детей-сирот в Нагаткино:

— Претензии застройщику направлены, он живой, следственные органы возбудили уголовное дело. Перспектива решения по устранению всех замечаний по нему будет. Сделано сканирование стен приборами, инструментальный контроль. Обнаружено нарушение целостности кладки, условия герметизации в стыках дверей и рамных переплетов. До окончания отопления мы работы делать не будем, а после потепления максимально обеспечим.