При проектировании ремонта “Венца” дошли до ручки. Архитектор Олег Владимиров, мастерская которого ищет архитектурные решения для ремонта фасадов гостиницы “Венец”, рассказал об истоках и стратегии выбранного проекта. Например, об “имперском” модернизме “Венца” и брутальности его архитектурных решений.

Архитекторы прорабатывают варианты сохранения деталей и материалов – вплоть до оконных и дверных алюминиевых ручек. Но наибольшие споры пока вызывает идея обшить фасады гостиницы навесными панелями. “От радикальных вариантов отказались сразу” и “остановились на стратегии максимального сохранения с учётом некоторых технических и финансовых ограничений в сегодняшних реалиях”, – объясняет Владимиров.

Какие варианты, по мнению архитектора, реальны и что из примененных материалов 50 лет назад возможно сохранить или повторить – в его авторских заметках.

 

О ПРОЕКТЕ РЕМОНТА ФАСАДОВ ГОСТИНИЦЫ ВЕНЕЦ

Моя мастерская участвует в разработке проекта ремонта фасадов гостиницы Венец.

Здание для нашего города уникальное, а работа с ним – одна из сложнейших творческих и технических задач. В начале работы была подготовлена небольшая справка для заказчика. Заказчиком является международная сеть отелей “Азимут”, у которой такая крупная гостиница далеко не единственная. Естественно, что с нашей городской спецификой заказчик знаком не был.

Краткая историческая справка

«Венец» – один из памятников грандиозной реконструкции Ульяновска к 100-летию Владимира Ульянова-Ленина, которое отмечалось полвека назад – в 1970 году. Здание гостиницы «Венец» проектировал Ленинградский институт «ЛенЗНИИЭП». Автор проекта – архитектор Б. Н. Баныкин.

Здание высотной гостиницы входит в состав комплекса, включающего в себя: Ленинский мемориал, педагогический институт, Дворец пионеров, среднюю школу. Главная особенность этих зданий – единый архитектурный замысел.

Идея создания памятника-комплекса начала обсуждаться сразу после смерти В. И. Ленина. Началась она со статьи Л. Б. Красина в газете «Известия» за 7 февраля 1924 года. Красин первый выдвинул идею создания памятника, который «представляет собой дворец, заключающий в себе и музей, и библиотеку с читальным залом, залы для лекций и концертов и т. п.». Проект был утвержден Советом Министров РСФСР 21 февраля 1967 года и положен в основу строительства.

В первые годы после возведения гостиница Венец считалась одной из самых больших гостиниц Советского Союза, а для города она стала настоящей достопримечательностью. Гостиница, построенная для миллионов советских и иностранных туристов, посещающих ленинские места, – это и в настоящее время визитная карточка города, одно из самых знаковых зданий Ульяновска, формирующее его узнаваемое лицо. Во всех туристических буклетах, на открытках, на обложках книг по краеведению можно увидеть фотографии гостиницы «Венец».

Ленинский мемориал (ОКН федерального значения), здание УлГПУ им. И.Н.Ульянова (ОКН регионального значения) и высотное здание гостиницы «Венец» образуют архитектурно-градостроительный ансамбль, видный отовсюду. Здание гостиницы, как и весь ансамбль, выполнен в стиле советского модернизма. Проектом занимались лучшие в то время архитекторы Советского Союза.

Для советского модернизма, продолжившего традиции русского конструктивизма 30-х гг. XX века, характерны функциональность, ясность и чёткость формообразования объёмов, соразмерность различных частей здания, пропорциональность, брутальность отделочных материалов (натуральный камень, гранит, мрамор, каменная штукатурка), спокойность цветовой гаммы, композиционное единство со шрифтовой композицией и элементами инженерных коммуникаций и др.

В целях сохранения целостности градостроительного ансамбля Венца как главного исторического места центра города Ульяновска, отделку и цветовую гамму гостиницы Венец необходимо подобрать в едином архитектурном решении со зданиями ансамбля.

Фото гостиницы Венец (проекты, стройка и исторические фото)

Следующий шаг в работе над проектом – выбор стратегии преображения.

Диапазон возможных подходов понятен: от максимального сохранения существующих фасадных решений до их полной замены на другие. При профессиональном подходе как у архитектора Сергея Чобана (см. ссылку выше) все стратегии в наше время допустимы и могут дать прекрасный результат, но далеко не все уместны для каждой конкретной ситуации. Выбор зависит от значимости объекта для города и качества его модернистской архитектуры.

В итоге для проекта ремонта фасадов гостиницы Венец остановились на стратегии максимального сохранения с учётом некоторых технических и финансовых ограничений в сегодняшних реалиях.

Выдержка из статьи:

“СОХРАНЕНИЕ
Яркий пример консервации модернистского архитектурного решения дает реконструкция офисного здания на площади Эрнста Ройтера в западной части Берлина. Массивный объем с лаконичными ленточными окнами и крупными консолями после обновления выглядит так же, как и до него – как будто здание всего лишь хорошенько отмыли. Между тем реконструкция проявила характерные свойства модернистской эстетики – оно стало прозрачным, математически-ясным и как будто даже «прохладным» из-за сочетания белых полос и синеватого стекла…. ”

Фото
Офисное здание в Берлине до реконструкции и после её завершения

Рассматривая разные стратегии преобразования модернистской архитектуры гостиницы Венец, сразу отказались от радикальных вариантов с полным изменением фасадов.

Ещё лет десять – пятнадцать назад вариант изменения фасадов до полной неузнаваемости вполне мог обсуждаться. Помню некоторые предложения коллег-архитекторов. Например, перекрытие стеклянным куполом внутреннего двора здания Ленинского мемориала (ОКН федерального значения). Или ещё более радикальный вариант реконструкции модернистского здания гостиницы Советской. Наверное мало кто запомнил этот проект (в работу он очевидно не пошёл), здание по нему трансформировалось в яркую стекляшку со сложными объёмами. Из реализованных проектов коллег- новые фасады здания ЦУМа. Вспоминаются яркие курсовые проекты студентов по реконструкции ЦУМа и Дома быта. Очень смелые работы, даже представить сейчас трудно, во что ребята в своих фантазиях превращали этих здания.

Если в то время радикальные варианты реконструкции доминировали, то сейчас в профессиональные “массы” пришло осознание, что такой подход на знаковых для города зданий, по сути иконических, невозможен.

Стратегия преображения

Фото
Здание ЦУМа до реконструкции
Здание ЦУМа после реконструкции

Если сравнить здания советского модернизма разных периодов, то в нюансах стилистики они существенно отличаются.

Легкий стеклянный модернизм периода “оттепели” и тяжеловесный «имперский» модернизм брежневских времен – это не одно и тоже.

Гостиница Венец явно относится к “имперскому” модернизму и брутальность её архитектурных решений, которая возможно не всем очевидна, необходимо учитывать при выборе фасадных материалов и отдельных решений.

Фото для сравнения
Монреальский павильон на ВДНХ
Московский Дворец пионеров
Гостиница Венец

Переговоры с заводом алюминиевых конструкций показали, что воспроизвести модернистскую стилистику дверных ручек витражей вполне реально. Конечно нет смысла в таких же шурупах и замках, но саму форму брутальной ручки повторить технически возможно.

С оконными ручками сложнее: в стандартных каталогах их всего пара вариантов. Практически у всех производителей витражей они одинаковые. Копировать один в один – нереально: ручная работа в промышленных масштабах с интеграцией с заводскими витражами. Для деревянных окон в исторических дореволюционных зданиях такой подход понятен, есть ли целесообразность воссоздавать оконные ручки здесь – большой вопрос.

О белом мраморе

Гостиница Венец является частью градостроительного ансамбля. Здание Ленинского мемориала облицовано мрамором полностью, Педуниверситета – частично. Гостиницу видимо в свое время мрамором облицевать не смогли. Камень тяжёлый, а крепить его на жб панели на высоту в 24 этажа мокрым способом (вент фасадов тогда не было) как-то странно. Сейчас это тоже не просто: очень большая дополнительная нагрузка на существующие конструкции здания. При толщине мраморных плит в 2 см (как на здании Мемориала) весь фасад получается очень тяжёлым. Для высотных зданий в таких случаях применяют каменные плиты на подоснове из сотового алюминия. Пример такой плиты (только из серого гранита) на фото. У нас в стране ничего серьёзного по этой теме найти не удалось. На такие изделия должна быть полная техническая информация, пожарные сертификаты, а их нет. Скорее всего это только импорт и очень дорогой. Нереально…

Тип покрытия и цвет витражей

У старых (советских) витражей гостиницы анодированное покрытие серебристого оттенка. Сохранить их невозможно: они полностью пришли в негодность. Казалось бы очевидное решение для покрытия проектируемых витражей – анодирование. Но есть одно непредвиденное обстоятельство: некоторые части здания принадлежат другим (хорошо известным в городе) собственникам. Витражи на этих частях установлены относительно недавно. Покрытие новых витражей – серая краска. Несмотря на это, в проекте решили применить анодированное покрытие, как наиболее близкое к исходному и соответствующее стилю советского модернизма.

На фото – возможные оттенки анодированного покрытия и состояние старых витражей