Власти установили границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Свияги. Сделано это на всем протяжении реки в пределах Ульяновской области. Соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Такого решения добился руководитель юридического агентства Алмаз Кучембаев. По его словам, это важный прецедент: теперь без очистки и отведения сточных вод строить любые объекты вблизи Свияги запрещено. Борьбу за Свиягу юрист начал после того, как сам поселился возле реки.
Ливневая канализация с очистными сооружениями — обязательное требование к строительству и эксплуатации во всем городе. Но особенно это условие должно жестко выдерживаться во время строительства в пределах водоохранной зоны (200 метрах от уреза воды для Свияги). По закону застройщик или должен подключиться к централизованной ливневке с очистными сооружениями, или построить свою. В 2020 году Кучембаев обратился в суд с административным иском к министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерству природных ресурсов и экологии РФ и Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанности установить границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта. Он заявил, то, что это не сделано, нарушает его права как жителя Ульяновска. Суд встал на сторону юриста и обязал региональное минприроды в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда «обеспечить установление на всем протяжении в пределах Ульяновской области границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Свияга и представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области сведения о данных границах для внесения в Единый государственный реестр недвижимости».
То, что Ульяновская область получила субвенции на внесение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, подтвердили в своем отзыве Росводресурсы: По словам Кучембаева, за исключением случаев откровенного вредительства, загрязняющие вещества по-прежнему попадают в реку через выпуски ливневой канализации. Самые крупные из них — вблизи пересечения ул. К. Маркса и ул. Урицкого; в поселке Мостовая; в северной части экопарка «Черное озеро»; по ул. Аблукова; на ул. Камышинская; на ул. Инзенская; вблизи пересечения пер. Диспетчерский и пер. Хрустальный; на пересечении ул. Вольная и ул. Бабушкина. Городские власти про них знают, но ничего не предпринимают. Решение суда по очистке и отведению сточных вод не исполняется.
Алмаз рассказал еще один интересный момент. Одна компания все-таки возвела локальную ливневую канализацию и очистные сооружения для нее. Это сделал застройщик ТЦ «Аквамолл» и ЖК «Аквамарин». Это очень внушительное сооружение: на территории в 10 соток закопано оборудования на миллионы. Предусмотрена очистка воды от взвешенных веществ, нефтепродуктов, доочистка сточной воды в сорбационной камере. Таким образом, очищенная вода должна соответствовать нормам и для сброса в рыбохозяйственные водоемы. Но, то ли город не взял на баланс систему очистки сточных вод, то ли застройщик решил, что он не обязан ее обслуживать — она не работает. Обслуживание такой системы стоит примерно 100 000 рублей в месяц. С нее сняты насосы, подъезды спецтранспорта перекрыты бетонными блоками, в баках вместо воды – мусор. На входящем колодце задвижка повернута так, чтобы вся вода без очистки лилась прямо в Свиягу.
К чему приводит отсутствие локальной ливневой канализации с очистными сооружениями? В 2021 году экс-министр природы Ульяновской области, руководитель АНО «Зеленая Цивилизация» Дмитрий Федоров предоставил результаты проб, взятых из Свияги и точки сброса с неработающих очистных в Ишеевском районе. По его словам, это была «не вода, а рассол». Показатель качества очистки воды (биологическое потребление кислорода) оказался превышен в 42 раза: 127 при норме 3. Количество взвешенных веществ больше в 79 раз, аммония-иона – в 164 раза, фосфатов – в 100 раз, меди – в 15 раз, цинка -в 8,8 раз, нефтепродуктов – в 17,2 раз. Химическое потребление кислорода превышено в 6 раз, содержание алюминия – в 50 раз. И вряд ли ситуация изменилась сегодня. К слову, по данным Кучембаева, главные очистительные сооружения Ульяновска должны были строить на улице Урицкого. Но этот участок, по некоторым данным, приватизировал бизнесмен Курков.
А вот должны ли собственники квартир, по аналогии с собственниками частных домов, оплачивать утилизацию всех своих отходов самостоятельно, или же защита реки это исключительно вопрос расходов бюджета, — вопрос обсуждаемый. |
|