Сегодня в Ульяновске работает заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Программа началась с  презентации туристического потенциала региона. Гостю вручили кепку Ленина и показали главные локальные бренды, которые, по его словам, не объединены единой идеей. По мнению Чернышенко, региону стоит обратить внимание на Китай, Вьетнам и Кубу, развивать гастротуризм и максимально тепло принимать круизные суда с «правильными туристами».

Первой точкой стал Radisson, где зампред правительства остановился (он прилетел в Ульяновск в полночь). В конгресс-холле прошла презентация туристического потенциала региона. На входе – выставка локальных турпродуктов: балалайки, шоколад от Миланы Приваловой, пряники от Фаины Самарцевой, сыры от Эллы Глебовой, изделия из симбирцита, кепка Ленина, вода «Волжанка», колобок-колебятка.

С пустыми руками зампред не уедет: Русских вручил ему фирменную кепку Ленина.

По мнению Чернышенко, представленные локальные турпродукты  не объединены общим брендом: «И кино, и вино, и домино, и сыры, и балалайки. Ваша задача – правильно спозиционировать регион и разработать вместе с локальными производителя узнаваемый бренд, как в Нижнем Новгороде, Кирове, Казани. У каждого продукта должна быть своя история».

Презентацию туристического потенциала Ульяновской области провела первый зампред правительства региона Марина Алексеева.

Алексеева рассказала об уникальной транспортной доступности Ульяновской области, которая предопределяет развитие туризма: 13 субъектов находятся от региона на удаленности до тысячи километров. В прошлом году Ульяновскую область посетили на 20% туристов больше, чем в 2021-м – 580 тысяч. Самые популярные месяцы – июль и декабрь (по 50-60 тысяч гостей). В основном это внутренние туристы, с начала пандемии приезд иностранных гостей упал в восемь раз. Власти рассчитывают восстановить пассажиропоток из-за границы за счёт туристов из Китая и Вьетнама. В перспективе – открытие авиарейсов в Калининград, Махачкалу и Минск.

Заходов судов по Волге в ульяновский репорт должно стать на четверть больше – 125. Планируется развивать круизный туризм: пока наш регион не может сам купить суда (этим занимаются соседи), но готов подключиться к программе субсидирования.

Отдельно Алексеева остановилась на геопарке «Ундория» и территории вокруг турбазы «Русский берег» в Старой Майне:

– Турпоток – 250 тысяч человек в год, есть 68 гектаров свободной земли.  Параллельно, в том числе, за их пределами, реализуются пять инвестпроектов с общим объемом вложений 500 млн рублей. Еще один объект,  который, надеемся, будет вами поддержан – это  кластер «Берег орланов». В него входит город-парк Успенское, здесь  уже функционирует парк-отель, приезжает 130 тысяч туристов, есть несколько ведомственных санаториев. Площадка имеет серьезный потенциал для развития.

Упомянули и Ленина. Более миллиона человек посетили до начала реконструкции «Ленин-центр» (мемцентр), в который уже вложено 4,5 млрд рублей. На обновление гостиницы «Венец» компания «Азимут» потратит в ближайшее время более 700 млн рублей.  А музеи, связанные с именем Ильича, в прошлом году посетили 216 тысяч туристов.

По словам Алексеевой, в Ульяновской области развит промышленный туризм – посещение предприятий (особенно популярен авиапром и автопром). В этом году планируется активно развивать два направления – автотуризм (нарастить на 20% придорожных сервисов) и школьный туризм по социальному заказу (бесплатные поездки школьников 5-9 классов по сертификатам по родному региону). Еще один акцент первый зампред сделала на проекте по строительству скоростной железной дороги, которая свяжет международные аэропорты в Татарстане, Самаре и Ульяновске.

– Просим, Дмитрий Николаевич, вашей поддержки. Три главы договорились, что за счет региональных бюджетов будет разработано технико-экономическое обоснование проекта. Но чтобы его реализовывать, нужно включить его в Стратегию транспортного развития РФ,  – отметила Алексеева.

Во время презентации Чернышенко делал пометки. Например, когда Алексеева рассказывала, что каждая вторая пуля и каждая шестая шинель на войну поступали из  Ульяновска (во время презентации однодневного маршрута «Ульяновск – тыловой»).

Далее помощник губернатора по архитектуре и градостроительству Ольга Мельникова презентовала проект московского бюро «Мегабудка» по концепции благоустройства центральных площадей и территории между мемориалом и зданием правительства:

– Решения получились достаточно деликатными, с понимаем важности этой территории для ульяновцев. На площади у Мемцентра предлагается  восстановить «исторические» газоны и запустить городские программы. Главную ось эспланады предполагается накрыть модернистским покрывалом с инкрустацией ранее утраченных  объектов – это знаменитые стрелецкие кварталы, дом губернатора, Никольская церковь. На площади перед правительством предложено повторить в виде световой иллюминации контур утраченного Троицкого собора. На второй оси эспланады – оборудовать зону для активного сообщества роллеров, скейтеров.

Мельникова отметила, что авторы проекта большое внимание уделили бренду. На основе советского модернизма  предложены уникальные элементы освещения, уличная мебель, малые архитектурные формы, пилоны. Сейчас идет работа над подачей заявки на получение гранта для развития городской среды «ТурКод». Это позволит ускорить процесс реализации «важного и значимого для города туристского якоря».

После презентации гость озвучил «спонтанные реакции». Чернышенко посоветовал, прежде всего, сделать мастер-план по развитию туризма, который впишется в федеральную систему:

–  То, что международный аэропорт заработал, хорошо, но теперь турист от безысходности не поедет в Ульяновск, если вы не представите турпродукты на разные вкусы. Не знаю, развит ли здесь гастротуризм, но если губернатор сможет помочь завести сюда правильные сетевые бренды (проекты Новикова, «Белый кролик»),  которые покажут местный колорит, возможно, с позиционированием «вкусно и дешево», то за этот сегмент можно побороться, оттянуть от соседних регионов. Вам нужно бороться за сегмент туристов, приезжающих на 2-3 ночевки. Я вижу большой потенциал по патриотическому туризму. Посмотрите  успешный опыт коллег в Белгороде, где похожая тематика, тыл страны. По проекту «Большая Волга» вам  нужно встроиться в цепочку, занять свою нишу. Есть соседние регионы со своим флотом, у вас должны быть отличные пристани и пакет, который все включат все туроператоры. Это будут хорошие, правильные туристы. Что касается въездного туризма, то я  готов помогать. Мы перезапускаем организованный  туризм из Китая, Вьетнама и Кубы – вам нужно побороться за него в первую очередь. Упакуйте, предоставьте пул предложений на их языках, приезжайте 6 апреля на бизнес-форум в Ханое. Уверен помимо туризма, который будет хорошей «вишенкой на торте»,  вам будет что предложить еще и в плане промышленности.

Также Дмитрий Чернышенко дал конкретные советы по развитию турпродуктов в регионе. По его словам, УАЗ — это «мировой бренд внедорожника», а потому соверешно точно в Ульяновской области должно быть «какое-нибудь» сафари.

— Например, можно протестировать военный уазик в экстремальных условиях, увидеть, как он делается на заводе. Его нужно патриотично брендировать, сделать под разные сегменты. Я сам с удовольствием в Крыму езжу по горам на люксовой модели УАЗа, получаю удовольствие и армию вспоминаю — на 469-ом ездил. Мне кажется, это было бы хорошим направлением.

Что касается развития автотуризма, важно, чтобы дороги были “магистральными и качественными”.

— Нужно подготовить инфраструктуру и правильно замаркетировать, чтобы тот, кто путешествует на автомобиле, понимал, что может безопасно доехать, найти парковку, мотель рядом машиной, в мотеле — мини-кухня, а рядом придорожный супермаркет, где можно купить продукты. Сочетание этих факторов важно. Люди переночуют и посетят точки притяжения в регионе, благо, есть что предложить, – отметил Чернышенко.