Отелей, работающих по системе “все включено”, к лету в России станет больше, а их услуги будут стандартизированы, считают представители туриндустрии. Недавно утвержденный Росстандартом ГОСТ “все включено” и “ультра все включено” вступит в силу 30 июня этого года. Отели должны будут предоставить гостям в неограниченном количестве не менее трех видов местного вина, разнообразные блюда и развлечения.

Впрочем, как пояснили “РГ” в минэкономразвития, выполнять требования стандарта отели будут добровольно. Но если отель объявляет, что работает по ГОСТу, должен соблюдать все требования, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Контролировать выполнение требований станет Росстандарт.

“Алкогольные напитки российского производства представлены в неограниченном количестве на “шведском столе” на обед и ужин, а также в точке дополнительного питания”, – говорится в стандарте. Должно быть не менее одного вида пива, не менее двух видов крепкого алкоголя и коктейлей на его основе, вино сухое или полусладкое красное или белое.

Во всех отелях “все включено”, независимо от категории, в меню обязательно должно быть детское питание. А вот диетические или вегетарианские блюда обязательно должны быть только в отелях “ультра все включено”. Питание организуется по системе “шведский стол” с цикличностью не менее семи дней, то есть блюда могут повторяться не чаще раза в неделю. Наборы блюд регламентированы.

Например, на завтрак гостям должны предоставлять мюсли, сухие завтраки, рыбные и мясные закуски, натуральные овощи и салаты, блины, оладьи, запеканки, сыр разных сортов, молочные продукты, блюда из яиц, каши и выпечку.

На обед не менее 8-10 наименований холодных закусок, два-три супа, четыре-шесть вторых блюд, соусы, десерты. Плюс пиво, крепкий алкоголь, вино
Обслуживать гостей в отелях “четыре звезды” будут 17,5 часа (6.30-0.00), а в отелях “три звезды” и ниже – по 15,5 часа в сутки (6.00-1.00). Только в отелях, работающих по системе “ультра все включено” категории “четыре” и “пять” звезд, обслуживать гостей должны будут круглосуточно, а в отелях “три звезды” и ниже – по 16 часов в сутки (7.00-23.00).

Категории отелей разные, потому набор услуг по системе “все включено” будет отличаться, это даст возможность отельерам маневрировать, поясняет Барзыкин. “Можно сделать салат из свеклы или помидоров с огурцами, а можно из манго. При этом требование о свежих овощах и фруктах будет выполняться”, – приводит он пример.

Но система “все включено” – это не только питание, добавляет эксперт. По стандартам в пятизвездочных отелях по системе “все включено” должны предоставляться пляжные полотенца и шезлонги с матрасами, а детские кроватки, стульчики, детские площадки должны быть в отелях “все включено” всех категорий.

Также в “пятерках” и “четверках” должны быть включенные в стоимость проживания сауны или бани, а массаж, косметические услуги – за дополнительную плату.

Есть требования и к развлечениям. Должны быть ежедневные дневные и вечерние программы, в том числе водные и отдельные детские программы. В “пятерках” “ультра все включено” требуется наличие кинотеатра. Сауна, баня, массаж, кинотеатр… Между прочим, есть и норматив по аниматорам – не менее одного на 100 гостей.стей.

“У нас около 60% туристов, особенно семьи с детьми, хотят отдыхать по системе “все включено”. Сейчас в стране действует около 200 таких отелей, в том числе 80 отелей в Краснодарском крае. К лету отелей “все включено” станет больше”, – говорит Барзыкин. Например, в Краснодарском крае ежегодно вводят по 10-15 таких отелей, поскольку есть спрос.

С такой оценкой согласен вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. Однако заметного роста числа отелей “все включено” все же ожидать не стоит, считает он. “Такая модель бизнеса может работать в отелях с большим номерным фондом от 200-300 номеров. А у нас в среднем в отелях по 26 номеров. То есть распространены мини-отели”, – поясняет эксперт.

Получается, что запрос на “все включено” есть, но предложение на отечественном рынке ограничено. Потому стоимость отдыха в таких отелях сопоставима или даже выше, чем в аналогичных отелях за рубежом.