Врачи бьют тревогу: количество употребляющих “электронок” растет, слезть с вейпов практически невозможно, из последствий – от ампутации ног и импотенции до инфарктов и инсультов.  В Гордуме Ульяновска разводят руками – на уровне региона проблему с вейпами не решить, нужны соответствующие поправки в федеральные законы. Администрация города предлагает увеличить штрафы за курение атомайзеров и айкосов во всех общественных местах и усилить работу полиции. Пока в инструментарии чиновников только профилактика: с детьми подсчитывают, что можно было бы купить на те деньги, которые тратятся на химический пар, и проводят эксперименты с наборами юного химика.

 

Вопрос курения “электронок” подняли на заседании Гордумы – собрали сотрудников полиции, медиков, представителей общественности, Роспотребнадзора и комитета по молодежной политике. Точной статистики, сколько сейчас человек употребляют никтонисодержащую продукцию, у Управления образования нет. Соцопросы показали, что за последние 2 года снизилось количество курящих сигареты, в то же время растет количество “парящих” вейпы. В мэрии сетуют, что в борьбе с “электронками” не хватает информационной кампании: сейчас вейпы воспринимаются “ближе к баловству, в то же время медики говорят, что вред от них выше, чем от привычного табака”. Сейчас чиновники обходятся профилактикой: вместе с детьми подсчитывают, что можно было бы купить на те деньги, которые тратятся на химический пар, и проводят эксперименты с наборами юного химика для визуализации остаточных процессов в лёгких.

Необратимые последствия

Вейпы получили свое широкое распространение благодаря отсутствию горения и специфичного запаха. «Дымная» тенденция докатилась до школьников младших классов.  Правоохранительные органы совместно с учителями начали отлов тех, кто приносит в учебные заведения и продает вейпы школьникам.

Если у сигарет состав относительно понятен, то у разноцветных «парилок» зачастую нет даже коробки, где можно было бы прочитать хоть какую-то информацию.

– Это безакцизный на 100% продукт, заменивший снюсы, – говорит депутат Сергей Гулькин. – Производитель уклоняется от маркировки товара. Нет ни слова о никотиносодержащем веществе и его количество. Это полностью контрафактная и контрабандная продукция. Вейпы, стики курят во 2 и 3 классах прямо на уроках. Минздрав молчит об этой проблеме. Ни одного штрафа, ни одного протокола мы не видим.

Главный нарколог Ульяновской области Михаил Белянкин акцентирует внимание на том, что многие потребители ошибочно считают, что вейпы и айкосы несут меньший вред, чем сигареты, в то время как содержание никотина в них намного выше:

– К сожалению, ежегодно увеличивается количество детей с 13 до 18 лет, которые употребляют никотин через снюсы и вейпы. Если три года назад было 3,4% употребляющих никотин, то на конец прошлого года – 6,5%. Не скажу, что дети это делают по глупости. Те, кто попадают к нам, скрывают употребление никотина, что они парят. Выявляется это на наших химико-токсикологических исследованиях. Вейп – это очень быстрое привыкание к никотину, с которого трудно слезть и добиться ремиссии. Живые примеры есть.  Без госвмешательства мы эту проблему не решим.

В вейпах содержится никотин – это нейротропный яд, больше всего он бьет по периферическим нейронным сосудам,  затрагивается сердечно-сосудистая система. Последствия – от ампутации ног, импотенции до инфаркта миокарда и инсульта. Известно, что в вейпах используются этилен-гликоль и пропилен-гликоль, их нагревание связывается с появлением “вейпового легкого” – расширением легкого и недостаточным газообменом в легких. В итоге человек страдает удушьем, при этом чувствует себя неплохо до самого последнего времени.

Правоохранители разводят руками

Гулькин говорит, что на уровне региона проблему с вейпами устранить невозможно, необходимы соответствующие поправки в федеральные законы. Вейпы – это безакцизный товар, никакого соответствующего контроля за оборотом не ведется. Как в случае с жидкостями для заправки многоразового испарителя, так и в случае с одноразовыми вариантами. Очень часто у такого товара нет упаковки, а там, где есть состав, не указан никотин, а следовательно, такой товар может продаваться детям:

– Пополнение казны в этом случае – не приоритетная цель, здоровье граждан, особенно молодых, намного важнее. Но пока что градации по возрастным ограничениям на такой товар нет. Поэтому сегодня мы ждем, когда закон развяжет нам руки и даст пояснение, как мы можем ограничить продажу и распространение подобных товаров на территории нашей области.

Гулькин предложил провести по точкам продаж жижи и вейпов рейды, взять продукцию на экспертизу. Роспотребнадзор инициативу осек: постановлением №336 мероприятия по контролю и планированию ограничены; сейчас для проверки бизнеса нужны весомые основания, например, класс опасности и угроза жизни.

Нет акцизы – нет учета

С точки зрения экономики в прошлом году сегмент электронных сигарет удвоился и достиг оборота в 23 миллиардов рублей, сообщает “Коммерсантъ“. Бизнес по реализации в интернете нелегальной продукции высокорентабелен — наценки продавцов достигают 150%. По подсчетам аналитиков, из-за нелегальных продаж бюджет в 2022 году недосчитался 4,2 млрд руб. В случае невнесения соответствующих правок в закон о курении в этом году нелегальный онлайн-рынок ЭСДН может вырасти до 28,9 млрд рублей, а потери бюджета превысят 5,2 млрд руб., ожидают эксперты.