История со строительством многоэтажного дома в микрорайоне на проспекте Нариманова в Ульяновске (известном, как «литературный» — новостройки украшены изображениями поэтов и писателей) получила продолжение. Местные жители выступили против строительства здесь высотки и остановили ее через суды. Застройщик, несмотря ни на что, намерен достроить дом. Юристы, представляющие права жителей микрорайона, уверены, что объект нужно признать самовольной постройкой и снести построенный фундамент.

История с точечной застройкой в микрорайоне на Нариманова во многом — прецедент не только для Ульяновска. Застройщик решил возвести многоэтажный дом на 12 гектарах. Для обустройства пожарного проезда и парковки пытались использовать кусок городской дороги, но не вышло — из-за этого суд отменил разрешение на строительство. Сейчас на стройплощадке — залитый водой бетонный фундамент, ситуация пока далека от разрешения.

— Застройщик пытается оспорить второй отказ в выдаче разрешения на строительство девятиэтажки. Я же (как представитель интересов человека, живущего по соседству со стройкой) и администрация города настаиваем на том, чтобы снести фундамент, — рассказал юрист Алмаз Кучембаев.

Напомним, эпопея началась в 2019 году. Участок площадью 10 соток в районе дома №136 по проспекту Нариманова, город продал без торгов для строительства индивидуального жилого дома. Распоряжением директора департамента областного минстроя Александра Таушкина к этой земле была перераспределена городская территория в 2,3 сотки.  После этого землю перевели из зоны Ж-1 (индивидуальная жилая застройка) в зону Ц-3 (объекты коммунального и социально-бытового назначения). Застройщик получил разрешение возвести здесь многоэтажный дом. Места не хватало, поэтому пожарный проезд и места под парковки обустроили за пределами участка — на внутриквартальном проезде.

Живущие по соседству люди возмутились. Чтобы остановить стройку, им пришлось пройти два суда, многомесячную прокурорскую проверку, проверку полиции, Стройнадзора, Росреестра, оплатить услуги юриста, получить поддержку депутата Госдумы, отменить распоряжение областного минстроя.

Застройщик успел положить фундамент для дома, который весной прошлого года залило. Стройплощадку, по словам Кучембаева, никто не консервировал, зимой она была покрыта снегом, а весной 2023-го ее снова затопило. Вот как она выглядит сегодня.

— Все это угрожает соседям обрушением забора, а также может привести к маргинализации района — в таких местах любят собираться криминальные личности. Из-за отсутствия консервации бетон фундамента разрушен, строительство здания на его основе будет угрожать обрушением соседям, мимо проходящим прохожим, жильцам дома и жителям квартала. Также сейчас фундамент затоплен, что создает угрозу возникновения здесь заболоченной местности, — поясняет юрист.

По его словам, застройщик заявил, что «будет ждать — рано или поздно разрешат достроить объект».

— Мы попали в такую ситуацию: доказываем суду, что объект невозможно достроить, потому что фундамент находится в плохом состоянии и нельзя получить разрешение на реконструкцию. Потому что его невозможно узаконить как недострой. Для этого нужно подать иск о признании права собственности. Но для этого застройщик должен показать свой проект. Построить девять этажей здесь нельзя — участок слишком маленький, нет парковки и пожарного проезда. Выход — сделать на этом месте то, что можно, — уточняет Кучембаев.

Представитель застройщика рассказал Улпрессе, что дом, который он хочет построить, не девяти-, а восьмиэтажный, и таким был изначально. В настоящий момент он добивается того, чтобы ему заново выдали разрешение на возведение высотного дома. Дело сейчас рассматривается в Арбитражном суде Казани, а также в Верховном суде в Москве.

– Проблему с обустройством парковки и проезда мы решили, предоставили новый план и схему. На своей земле разметили парковочные места, сейчас площадь участка 13 соток. Проект тот же, просто поменялась схема парковок. Достраивать хотим на прежнем фундаменте, он действующий, хороший. Он был отсыпан и законсервирован. Что касается того, что его залило водой – этой весной полгорода были в таком состоянии. По градостроительному плану мы имеем право построить здесь 9-этажный кирпичный или 16-этажный монолитный дом, – пояснил представитель застройщика.

У Кучембаева иное мнение:  на спорном месте можно строить дом до 20 метров (3-5 этажей максимум). Юрист Кучембаев говорит, что если дом будет трехэтажным (или, в крайнем случае, пятиэтажным), жители готовы отозвать иск.

— В идеале, застройщик делает новый проект и доказывает, что фундамент пригоден для строительства, признает право собственности. Либо оформляет его как объект незавершенного строительства, разрабатывает новый проект на дом в 3-5 этажей, с пожарным выездом, парковкой, мусоркой и прочим. Мы — за развитие территории, законную достройку дома, без риска для жильцов и соседей. Только в этом случае возможен компромисс, — резюмирует Кучембаев.