На финансирование АНО «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) в этом году потратят 650 млн рублей. Эти средства пойдут, в том числе, на установку новых камер фото- и видеофиксации. В прошлом году они принесли в региональный бюджет 765,7 млн штрафов, но прогнозные показатели по снижению смертности в ДТП в регионе выполнены не были. Между тем, представители ЦОДД по-прежнему заявляют: «камеры — это не доходная часть, а обеспечение безопасности движения».

Сегодня на дорогах в Ульяновской области установлены 224 камеры фото- и видеофиксации, интегрированные в 179 стационарных комплексов. Также для оперативности на участках концентрации ДТП используются 35 передвижных и шесть мобильных комплексов. Как рассказал министр транспорта региона Сергей Воронцов, в нынешнем году запланировано увеличение количества комплексов, в том числе, контролирующих проезд на запрещающий сигнал светофора. В ЦОДД рассказали, что в регионе повесят 150 новых стационарных камер. Большую часть — на федеральных трассах, остальные на региональных дорогах и перекрестках в Ульяновске и Димитровграде.

— В течение месяца работа должна быть проведена, перечень согласовывается с коллегами из ГИБДД. Упор — на места концентрации ДТП. Много работы с выездом на место — где-то нужно параллельно нанести разметку, где-то — установить знаки, барьерные ограждения, световые сигналы, имитирующие патрульные машины, ввести ограничение скоростного режима. Просто повесить камеру и думать, что все будет хорошо, неверно, — уточнил Воронцов.

В прошлом году, по данным ЦОДД, на обслуживание комплексов видеофиксации потратили 670 млн рублей. По камерам выписали более миллиона штрафов, в бюджет поступило 780 млн. Цифры вроде бы приличные. Но, несмотря на работу камер, прогнозные показатели по снижению смертности в ДТП (один из целевых показателей нацпроекта «Безопасные качественные дороги») достигнуты не были. В 2022 году в регионе погиб 141 человек при расчетном показателе 132 человека.

По данным ГИБДД, статистика за последние три года такова:

  • В 2020 году было зарегистрировано 1128 ДТП, погибло 126 человек, ранено 1474.
  • В 2021 году на ульяновских дорогах произошло 1106 ДТП, погибли 103 человека, ранено 1420.
  • В 2022 году в Ульяновской области произошло 992 ДТП, погиб 141 человек, ранено 1349.

В 2023 году количество погибших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств должно составить не более 2,65 (в абсолютных цифрах это 123 человека), а на 100 тысяч населения — не более 9,68 (116 человек).

По словам Сергея Воронцова, причина большого количество погибших в авариях в 2022 году — не отсутствие (или наличие) камер, а человеческий фактор. Так, одна из самых страшных аварий, которая произошла в августе на федеральной трассе «М5-Урал» в Николаевском районе, случилась по вине водителя фуры. Он не затормозил и врезался в микроавтобус «Мерседес», которые стоял в очереди в реверсе (впереди был ремонт). Тогда погибли 16 человек.

Директор АНО «ЦОДД» Дмитрий Аксёненко считает, что водительская дисциплина у нас отсутствует. Как только происходит передислокация камер (раз в месяц их частично переносят в другие места), сразу же идет увеличение количества нарушений. Водители привыкли к определенным местам, где висят камеры. И как только они проезжают контролируемый участок, зачастую сразу же начинают превышать скорость, обгонять в неположенных местах и так далее.

— Какой вывод можно сделать, если за прошлый год не было введено ни одной новой камеры, но количество штрафов выросло на 30%? Для того, чтобы приучить водителей к дисциплине, нужно передислоцировать комплексы, увеличивать группировку, чтобы не было больших открытых участков, на которых хотелось бы из-за отсутствия камер разгоняться и нарушать ПДД, — считает Аксёненко.

Точной цифры, сколько в идеале нужно повесить камер, чтобы снизить количество ДТП и уменьшить смертность, по его мнению, нет. В Ульяновской области достаточно большая протяженность федеральных (то есть, с повышенной загруженностью) трасс, и «завешивать» их полностью нет смысла.

— Должна быть объективная середина. Посмотрим, как скажется на аварийной статистке увеличение в этом году количества камер, — резюмирует директор ЦОДД.

Стоимость одной камеры сегодня — от 1,2 до 3,5 млн рублей в зависимости от модели. Прибор может работать как один, так и в составе перекрестка, фиксировать различные нарушения — нарушение рядности, проезд на запрещающий сигнал и прочее. Особых затрат на обслуживание камеры не требуют — по словам Дмитрия Аксёненко, достаточно изредка протирать линзы.