«Жить – то есть воспринимать мир, чувствовать, осязать его – я стал, можно сказать, спустя три или четыре года после рождения. Дальше пошли наслаиваться друг на друга такие яркие впечатления, как сладостно пахнущая бензином ярко-зелёная легковушка, в которой, естественно, ездил какой-то начальник. Или первый зацементированный тротуар в городке Буинске- по которому мой старший брат Ким догадался прокатить меня в садовой тачке …За что он и был наказан по жалобе всё того же начальника.
Ещё помнится, как мы воровали сушёный корень солодки, который собирала бабка-соседка; как гремела гроза, над вроде бы громадным городским парком – а спустя много лет я поразился его крохотности и убогости….
И как мрачно и предупреждающе-грозно хоронили в том же убитого кем-то милиционера…»
*****
Жан МИНДУБАЕВ.
Ветры былого…
Из цикла «Зарубки детства».
Апрель 1942 года… Война уже добралась до нашей деревни Старое Русское Маматкозино.
Деревня съежилась…
Мужики исчезли в военкоматах… Забрали на войну и лучших колхозных лошадей. В деревне жалеют племенного жеребца Тумана. Жеребца жалели…
Сгинет он там сразу. Оставили бы здесь, он бы жеребят нам наделал…
Исчезали из деревни мужики…
Вечереет. Я лежу на полатях.
Перед поездкой в военкомат ездили в село Куралово, на спиртзавод.
Привозили оттуда четверть синего “динатурату” – и пили по избам, истово, с матом, с глухим подвывом:
Сегодня – соберутся у нас…
Отца уже дважды “отпивали”. Он возвращался – потерял один глаз еще в 1919 году, когда на стороне красных гонялся в составе “ЧОНа” за какой-то бесконечной “контрой”…
Это я пойму через многие годы – а пока лежу на полатях вместе с младшим братом – и невольно вникаю в то что творится в избе..
Сегодня опять «проводы на войну». В этот раз соберутся в нашей избе. Отец берет ружье и с кем-то уходит… Слышны выстрелы на задах и истошные женские крики: «Скворцов бьют! Антихристы»!…
Мужской голос:
- Чо орешь? А чем закусывать-то?
Мать жарит скворцов, мужики уже выпивают ли…
Кто-то запел:
Последний нонешний денечек
Да, эх, гуляю с вами я друзья!
А завтра рано, чуть светочек,
Да – эх! Заплачет вся моя семья…
*****
…Апрель. Мать будит мня чуть свет, берем ведра, вилы, лопату… Идем за Бутырки – там на взгорке вытаявшее из-под снега колхозное картофельное поле. Мать будит меня на заре не зря – пока земля не отошла от ночного заморозка; не превратилась в жуткую грязь надо на этом колхозном осенью не убранном поле поковыряться…
Солнце, весна, жаворонки в небе… А мы с ведрами бродим по полю. Между бороздами – подмерзшая вода. А на борозде вытаявшие мерзлые картофелины; черно-бурые с вздувшейся кожурой. Их мы и выковыриваем; бросаем в ведра. Это наша еда. Дома мать зальет картошку водой; несколько раз ее сменит… А потом разомнет деревянной толкушкой оттаявшие расползающиеся картофелины – и напечет из них лепешек.
Лепешки на воде и печет без соли – ее тогда тоже не было.
И эту картошку мы будем ковырять вплоть до начала июня – когда начнут пахать это неубранное, заросшее еще в прошлом году сорняком колхозное поле. Однолемешный плуг в руках моего сверстника Пашки Матвеева будет выворачивать уже высохшие, позеленевшие и червивые клубни – а мы с сестренкой будем их собирать.
Ибо кроме этих картофельных лепешек с червями есть нам будет нечего…
Вот такой будет моя весна того года…
А потом. О, потом! потом… О, потом!
В конце мая полезет трава… Это свергубза, коневник, щавель, крапива, лебеда.
И я с братишкой буду рвать и таскать эту траву мешками, мешками, мешками… А потом рубить ее тяпками в деревянном корытце – и есть темно-зеленое варево – изредка – и побеленного молоком.
Есть, есть и есть – пока не скрутит живот и не понесет тебя поносом… Тоже зеленым, тоже…
Голод и вши – вот чем было запомнено мое детство….
****
О том, как и чем питались мы в ту войну можно рассказывать бесконечно. Перечислю то, что ели – и что из этих “продуктов” готовилось.
О мерзлой картошке и вполне съедобных травах я уже поведал.
Теперь – о прочих.
Соцветья орешника. Из них пеклись лепешки – сухие, дерущие горло, пахнущие опилками.
Желуди. Их собирали в дубняках – размалывали; заливали водой, ставили в русскую печку… Отвратительная, горько-мыльная болтушка именовалась супом.
Весна идет своим чередом… Молодые побеги хвоща выросли по низинам. Бледно-розовые стебли очищали от чешуйчатых “коленок” – и ели сырыми. Были сочны – и даже сладковаты.
Спорынья. Ее фиолетово-черные стручки вырастали на колосьях ржи. Были сладковато-мучнисты; после них тошнило. Дети переевшие спорынью умирали в корчах.
Картофельные листья. Из них варили щи. Постные, разумеется.
Зерна акации. Их выколачивали палкой и поджаривали на сковородке.
Никогда не забудется один мартовский тяжкий день… В доме сельского учителя Миндубаева еды не было целых двенадцать дней. Двенадцать!!!! Никакой! В пустой, обезлюдевшей деревне, почти не державшей скотины (так как от курицы до коровы она облагалась непомерными налогами) выпросить еду было не у кого.
И я пошел просить милостыню. В единственный дом, где ее могли мне дать – я пошел просить подаяние в дом кузнеца.
Почему у кузнеца была еда? Да только потому, что он получал некий паек от колхоза. Потому что без кузнеца этот обездоленный, съежившийся колхоз (мужики на войне; хлеб до последнего зерна отправлен «фронту и городам» – этот просто не мог бы ни пахать, ни сеять.
Кузнец, и только кузнец мог сделать работоспособными плуги, телеги, лопаты, косы и прочий железный инвентарь колхоза.
И потому кузнецу был положен некий паек.
Меня и сейчас пробирает подобие озноба, когда я вспоминаю то первое (и последнее) в моей жизни попрошайничество.
Стоял ясный, морозный день марта.. Валенок у меня не было и я надел туфли, валявшиеся в сенях еще со времен довоенных. Туфли были из парусины, с ушками по бокам. Эти ушки я стянул какой-то веревочкой – и пошел “просить…”
В дом кузнеца я вошел весь съежившись. В дверях висела марлевая занавеска. В углу тускло светились иконы.
Никого. Из-за перегородки, отделявшей часть пространства, вышла дочь кузнеца. Она молча смотрела на меня, недоумевая…
Я помнил, что просящему надо перекреститься на образа. Сделать мне это было трудно по нескольким причинам. Во-первых, я был татарином. Во-вторых, не знал как крестятся. В-третьих, я испытывал жгучий, целиком заполняющий меня стыд…
Но я сделал некое движение правой рукой… нарисовал в воздухе что-то в виде буквы “Z”…
И девушка, почти моя ровесница, все поняла. Из-за перегородки она вынесла четыре картошки. И протянула их мне…
Я нес корнеплоды домой. Душа моя почти ликовала: я возвращался с добычей!
А дома, отдав картошку маме, почему-то вдруг бросился ничком на кровать и заревел. Ревел я долго – и в утешение мне была отдана целая картофелина. Остальным досталось по половинке.
Больше никогда ни у кого я не просил подаяние. Летом я стал “лазить по огородам”. И даже залезал в соседский погреб – пил молоко из балакиря.
Естественно, меня уличали, ловили и били. Хорошо били – и дома, и на улице перед правлением колхоза. Так я понял, что воровать нехорошо. Ни просить подаяние, ни воровать. Даже если тебе очень хочется есть. Очень.
Лучше уж умереть с голоду.
Таким был для меня нравственно-физиологический урок войны, которая так внезапно явилась на деревенские улицы и в крестьянские избы. Кстати, все они поголовно в Маматкозино (кроме четырех домов раскулаченных) были крыты соломой…
Вот так питался маматкозинский парнишка в 1941 – 45 годах. Теперь немного о быте и занятиях.
Как одевались? Понятно, что с апреля по сентябрь бегали босыми. А зимой главной обувкой, мечтой и спасением были валенки.
О новых мечтать не приходилось. Доставали с чердаков когда-то выброшенные по причине изношенности старые – и чинили, чинили, чинили их.
На подшивку подметок изрезались голенища – так что зимняя обувка постепенно становилась все короче и короче сверху…
Сколько помню – все время чинил эти валенки. Шило, дратва, кусок “вара” – то есть гудрона – вот “оружие” чинильщика.
Сначала надо было прошить саму войлочную подошву; потом пришпилить ее к валенку. Самое трудное было – попасть кончиком просмоленной дратвы изнутри самого носочка валенка в дырку, оставленную шилом. Операция выматывала. Помню свое “ноу-хау”: я догадался вкручивать в конец дратвы свиную щетинку – она и следовала на ощупь за кончиком шила из валенка наружу…
Отец весьма одобрил мою смекалку. А на штаны, рубашку или новый ватник приходилось “зарабатывать”. То есть собирать орехи, грибы, ягоды. Которые мама отвозила на рынок в Казань – и, продав их, покупала “с рук” какую-то мешковину или ткань по имени “диагональ”… Из этого и творила нам одежонку на старенькой швейной машинке “Зингер”.
И так продолжалось долгих четыре года!
*****
В Маматкозино было три улицы и сто сорок домов… Детей тоже было немало – одних только школьников около сотни… И две учительницы как-то с этой оравой справлялись…
Вскоре после начала войны вместо классов появились «роты».
К семи годам я уже бойко читал и писал – и потому отец отвел меня сразу во второй класс.
Начальной школой заведывала Вера Николаевна Кокушкина – добрая, спокойная женщина средних лет. В здании школы была и ее квартирка с входом из класса – и с улицы.
Здание школы построенное еще в 1914 году было удобным.
Иногда Вера Николаевна оставляла меня после уроков – поесть картошки с молоком. Я ел жадно – а она приговаривала:
- Вот может быть и моего Коленьку кто-то покормит…
Ее сын с первого дня войны был мобилизован на фронт…
Вскоре после начала войны – третьи и четвертые классы стали называться «ротами». Меня назначили командиром «третьей роты». Каждый день я должен был рапортовать учительнице о том, что происходит в «моей роте».
Не помню когда учительница Вера Николаевна сообщила нам, что после окончания четырех классов мы будем сдавать экзамены… Сдавали мы их не в своей школе, а в соседней деревне. Я сдал их на «отлично».
Итак, передо мной были открыты двери в пятый класс. Но ни пятого, ни шестого, ни седьмого класса в Маматкозино не было – школа «семилетка» находилась в шести километрах, в деревне Уланово.
***
«Воспоминания детства молодеют с годами…» – заметил мудрец Шопенгауэр. Да, именно так. Сегодня я вспоминаю свое раннее детство так отчетливо, как будто это происходило только вчера. И детские радости – хождение по ягоды, по орехи, по грибы… И горькие свои заблуждения – лазание по огородам и погребам – за что, конечно, били – и порой жестоко.
Фронт ждет нашей помощи – напоминали нам на каждом шагу – и мы дети войны как могли старательно помогали: собирали металлолом, где моно было только его найти – а самое главное – регулярно ходили на поля собирать колоски. До сих пор чувствую на плече тяжелую, набитую колосьями ржи и ячменя котомку. Много десятилетиями спустя напишется так…
Сбор колосков.
И тяжелеет сумка с колосками…
На сумке красный крест впечатан в круг.
И машет, машет мельница крылами –
Мы видим взмахи тех зовущих рук.
Мы – третий класс. У нас уроки в поле.
Мы собираем в сумки колоски.
Не в старой деревянной милой школе
Ответ мы держим нынче у доски.
Одежды наши и ручонки тонки.
Истаял, словно не был, детский смех.
Война в деревню сыплет похоронки
Как на цветущий луг внезапный снег.
И нет отцов. И мамы стали злее.
И вошь ползёт за детский воротник.
Но тяжелеет сумка, тяжелеет –
От колосков, от зёрен – не от книг.
На сумке – красный крест в зелёном круге.
Страна, крепись – я здесь, я помогу!
Ну, гады-фрицы! Ну, держись, подлюги!
Мой колос – это пуля по врагу!
***
Много, очень много еще можно было рассказать о тяжких буднях детей войны того времени.
Но передо мной была тогда была другая проблема – надо было идти в пятый класс в Уланово. Шесть километров туда – шесть обратно ежедневно…
Пешком!
А идти было не в чем! Ни одежды – ни обуви. Странно представить: целых две зимы я сидел в избе, читал толстенную книгу «Дети капитана Гранта» несколько раз подряд. И еще несколько книг из школьной библиотеки. Листал я и учебники пятого класса, которые откуда-то принес отец.
И только через две зимы я смог отправиться в пятый класс.
Мне был устроен некий экзамен…Вникая в мои самопознания, слыша мои ответы на их вопросы удивленные учителя лишь покачивали головами, …
И до последнего дня моей жизни я буду благодарен Улановской семилетке, которую я окончил с похвальной грамотой.
ПАМЯТЬ О ШКОЛЕ
«А школа твоя, сынок, сгорела…»
(Из письма родителей)
Возле храма, у старого кладбища,
Земцы ставили крепко ее…
Знанья свет, горизонт озаряющий.
Освещал и мое бытие…
Как хочу ее видеть я заново!
Не во снах, не в мечтах – наяву! –
Мою школу в деревне Уланово –
Ту, что помню, люблю и зову!
Как спешила осенними тропками,
С рюкзаками, на тощих плечах,
Ребятня деревенская, робкая,
К тем, для всех светозарным лучам.
Деревянная, сельская, милая
Нас звала – и, быть может, – ждала?
Некой птицей к тебе белокрылою
Мы летели… Такие дела!
И ни голод, ни годы тяжелые
Не могли погасить знанья свет…
Как святыню, храню в душе школу я –
А ее на земле давно нет…
Лишь береза, состарясь до срока,
Все еще зелена по весне,
Но заветы тех давних уроков
Никогда не исчезнут во мне…