«Жить – то есть воспринимать мир, чувствовать, осязать его – я стал, можно сказать, спустя три или четыре года после рождения. Дальше пошли наслаиваться друг на друга такие яркие впечатления, как сладостно пахнущая бензином ярко-зелёная легковушка, в которой, естественно, ездил какой-то начальник. Или первый зацементированный тротуар в городке Буинске- по которому мой старший брат Ким  догадался прокатить меня в садовой тачке …За что  он и был наказан по жалобе всё того же начальника.
 Ещё помнится, как мы воровали сушёный корень солодки, который собирала бабка-соседка; как гремела гроза, над вроде бы громадным городским парком – а спустя много лет я поразился его крохотности и убогости….

И  как мрачно и предупреждающе-грозно  хоронили   в том  же  убитого кем-то милиционера…»

*****

Жан МИНДУБАЕВ.

Ветры былого…

Из цикла «Зарубки детства».

Апрель 1942 года… Война уже добралась до нашей деревни Старое Русское Маматкозино.

Деревня съежилась…

Мужики исчезли в военкоматах… Забрали на войну и лучших колхозных лошадей. В деревне жалеют племенного жеребца Тумана. Жеребца жалели…

Сгинет он там сразу. Оставили бы здесь, он бы жеребят нам наделал…

Исчезали из деревни мужики…

Вечереет. Я лежу на полатях.

Перед поездкой в военкомат ездили в село Куралово, на спиртзавод.

Привозили оттуда четверть синего “динатурату” – и пили по избам, истово, с матом, с глухим подвывом:

Сегодня – соберутся у нас…

Отца уже дважды “отпивали”. Он возвращался – потерял один глаз еще в 1919 году, когда на стороне красных гонялся в составе “ЧОНа” за какой-то бесконечной “контрой”…

Это я пойму  через многие годы – а пока лежу на полатях  вместе с младшим братом – и невольно вникаю в то что творится в избе..

Сегодня опять «проводы на войну». В этот раз соберутся в нашей избе. Отец берет ружье и с кем-то уходит… Слышны выстрелы на задах и истошные женские крики: «Скворцов бьют! Антихристы»!…

Мужской голос:

  • Чо орешь? А чем закусывать-то?

Мать жарит скворцов, мужики уже выпивают ли…

Кто-то запел:

Последний нонешний денечек

Да, эх, гуляю с вами я друзья!

А завтра рано, чуть светочек,

Да – эх! Заплачет вся моя семья…

 

*****

…Апрель. Мать будит мня чуть свет, берем ведра, вилы, лопату… Идем за Бутырки – там на взгорке вытаявшее из-под снега колхозное картофельное поле. Мать будит меня на заре не зря – пока земля не отошла от ночного заморозка; не превратилась в жуткую грязь надо на этом колхозном осенью не убранном поле поковыряться…

Солнце, весна, жаворонки в небе… А мы с ведрами бродим по полю. Между бороздами – подмерзшая вода. А на борозде вытаявшие мерзлые картофелины; черно-бурые с вздувшейся кожурой. Их мы и выковыриваем; бросаем в ведра. Это наша еда. Дома мать зальет картошку водой; несколько раз ее сменит… А потом разомнет деревянной толкушкой оттаявшие расползающиеся картофелины – и напечет из них лепешек.

Лепешки на воде и печет без соли – ее тогда тоже не было.

И эту картошку мы будем ковырять вплоть до начала июня – когда начнут пахать это неубранное, заросшее еще в прошлом году сорняком колхозное поле. Однолемешный плуг в руках моего сверстника Пашки Матвеева будет выворачивать уже высохшие, позеленевшие и червивые клубни – а мы с сестренкой будем их собирать.

Ибо кроме этих картофельных лепешек с червями есть  нам будет нечего…

Вот такой будет моя весна того года…

А потом. О, потом! потом… О, потом!

В конце мая полезет трава… Это свергубза, коневник, щавель, крапива, лебеда.

И я с братишкой буду рвать и таскать эту траву мешками, мешками, мешками… А потом рубить ее тяпками в деревянном корытце – и есть темно-зеленое варево – изредка – и побеленного молоком.

Есть, есть и есть – пока не скрутит живот и не понесет тебя поносом… Тоже зеленым, тоже…

Голод и вши – вот чем было запомнено мое детство….

****

О том, как и чем питались мы в ту войну можно рассказывать бесконечно. Перечислю то, что ели – и что из этих “продуктов” готовилось.

О мерзлой картошке и вполне съедобных травах я уже поведал.

Теперь – о прочих.

Соцветья орешника. Из них пеклись лепешки – сухие, дерущие горло, пахнущие опилками.

Желуди. Их собирали в дубняках – размалывали; заливали водой, ставили в русскую печку… Отвратительная, горько-мыльная болтушка именовалась супом.

Весна идет своим чередом… Молодые побеги хвоща выросли по низинам. Бледно-розовые стебли очищали от чешуйчатых “коленок” – и ели сырыми. Были сочны – и даже сладковаты.

Спорынья. Ее фиолетово-черные стручки вырастали на колосьях ржи. Были сладковато-мучнисты; после них тошнило. Дети переевшие спорынью умирали в корчах.

Картофельные листья. Из них варили щи. Постные, разумеется.

Зерна акации. Их выколачивали палкой и поджаривали на сковородке.

 

 

Никогда не забудется один мартовский тяжкий день… В доме сельского учителя Миндубаева еды не было целых двенадцать дней. Двенадцать!!!! Никакой! В пустой, обезлюдевшей деревне, почти не державшей скотины (так как от курицы до коровы она облагалась непомерными налогами) выпросить еду было не у кого.

И я пошел просить милостыню. В единственный дом, где ее могли мне дать –  я пошел просить подаяние в дом кузнеца.

Почему у кузнеца была еда? Да только потому, что он получал некий паек от колхоза. Потому что без кузнеца этот обездоленный, съежившийся колхоз (мужики на войне; хлеб до последнего зерна отправлен «фронту и городам» – этот просто не мог бы ни пахать, ни сеять.

Кузнец, и только кузнец мог сделать работоспособными плуги, телеги, лопаты, косы и прочий железный инвентарь колхоза.

И потому кузнецу был положен некий паек.

Меня и сейчас пробирает подобие озноба, когда я вспоминаю то первое (и последнее) в моей жизни попрошайничество.

Стоял ясный, морозный день марта.. Валенок у меня не было и я надел туфли, валявшиеся в сенях еще со времен довоенных. Туфли были из парусины, с ушками по бокам. Эти ушки я стянул какой-то веревочкой – и пошел “просить…”

В дом кузнеца я вошел весь съежившись. В дверях висела марлевая занавеска. В углу тускло светились иконы.

Никого. Из-за перегородки, отделявшей часть пространства, вышла дочь кузнеца. Она молча смотрела на меня, недоумевая…

Я помнил, что просящему надо перекреститься на образа. Сделать мне это было трудно по нескольким причинам. Во-первых, я был татарином. Во-вторых, не знал как крестятся. В-третьих, я испытывал жгучий, целиком заполняющий меня стыд…

Но я сделал некое движение правой рукой… нарисовал в воздухе что-то в виде буквы “Z”…

И девушка, почти моя ровесница, все поняла. Из-за перегородки она вынесла четыре картошки. И протянула их мне…

Я нес корнеплоды домой. Душа моя почти ликовала: я возвращался с добычей!

А дома, отдав картошку маме, почему-то вдруг бросился ничком на кровать и заревел. Ревел я долго – и в утешение мне была отдана целая картофелина. Остальным досталось по половинке.

Больше никогда ни у кого я не просил подаяние. Летом я стал “лазить по огородам”. И даже залезал в соседский погреб – пил молоко из балакиря.

Естественно, меня уличали, ловили и били. Хорошо били – и дома, и на улице перед правлением колхоза. Так я понял, что воровать нехорошо. Ни просить подаяние, ни воровать. Даже если тебе очень хочется есть. Очень.

Лучше уж умереть с голоду.

Таким был для меня нравственно-физиологический урок войны, которая так внезапно явилась на деревенские улицы и в крестьянские избы. Кстати, все они поголовно в Маматкозино (кроме четырех домов раскулаченных) были крыты соломой…

Вот так питался маматкозинский парнишка в 1941 – 45 годах. Теперь немного о быте и занятиях.

Как одевались? Понятно, что с апреля по сентябрь бегали босыми. А зимой главной обувкой, мечтой и спасением были валенки.

О новых мечтать не приходилось. Доставали с чердаков когда-то выброшенные по причине изношенности старые – и чинили, чинили, чинили их.

На подшивку подметок изрезались голенища – так что зимняя обувка постепенно становилась все короче и короче сверху…

Сколько помню – все время чинил эти валенки. Шило, дратва, кусок “вара” – то есть гудрона – вот “оружие” чинильщика.

Сначала надо было прошить саму войлочную подошву; потом пришпилить ее к валенку. Самое трудное было – попасть кончиком просмоленной дратвы изнутри самого носочка валенка в дырку, оставленную шилом. Операция выматывала. Помню свое “ноу-хау”: я догадался вкручивать в конец дратвы свиную щетинку – она и следовала на ощупь за кончиком шила из валенка наружу…

Отец весьма одобрил мою смекалку. А на штаны, рубашку или новый ватник приходилось “зарабатывать”. То есть собирать орехи, грибы, ягоды. Которые мама отвозила на рынок в Казань – и, продав их, покупала “с рук” какую-то мешковину или ткань по имени “диагональ”… Из этого и творила нам одежонку на старенькой швейной машинке “Зингер”.

И так продолжалось долгих четыре года!

*****

В Маматкозино было три улицы и сто сорок домов… Детей тоже  было немало – одних только школьников около сотни… И две учительницы как-то с этой оравой справлялись…

Вскоре после начала войны вместо классов  появились «роты».

К семи годам я уже бойко читал и писал – и потому отец отвел меня сразу во второй класс.

Начальной школой заведывала Вера Николаевна Кокушкина – добрая, спокойная женщина средних лет. В здании школы была и ее квартирка с входом из класса – и с улицы.

Здание школы построенное еще в 1914 году было удобным.

Иногда Вера Николаевна оставляла меня после уроков – поесть картошки с молоком. Я ел жадно – а она приговаривала:

  • Вот может быть и моего Коленьку кто-то покормит…

Ее сын с первого дня войны был мобилизован на фронт…

Вскоре после начала войны – третьи и четвертые классы стали называться «ротами». Меня назначили командиром «третьей роты». Каждый день я должен был рапортовать учительнице о том, что происходит в «моей роте».

Не помню когда учительница Вера Николаевна сообщила нам, что после окончания четырех классов мы будем сдавать экзамены… Сдавали мы их не в своей школе, а в соседней деревне. Я сдал их на «отлично».

Итак, передо мной были открыты двери в пятый класс. Но ни пятого, ни шестого, ни седьмого класса в Маматкозино не было – школа «семилетка» находилась в шести километрах, в деревне Уланово.

 

***

«Воспоминания детства молодеют с годами…» – заметил мудрец Шопенгауэр. Да, именно так. Сегодня я вспоминаю свое раннее детство так отчетливо, как будто это происходило только вчера. И детские радости – хождение по ягоды, по орехи, по грибы… И горькие свои заблуждения – лазание по огородам и погребам – за что, конечно, били – и порой жестоко.

Фронт ждет нашей помощи – напоминали нам на каждом шагу – и мы дети войны как могли старательно помогали: собирали металлолом, где моно было только его найти – а самое главное – регулярно ходили на поля собирать колоски. До сих пор чувствую на плече тяжелую, набитую колосьями ржи и ячменя котомку. Много десятилетиями спустя напишется так…

Сбор колосков.

И тяжелеет сумка с колосками…

На сумке красный крест впечатан в круг.

И машет, машет мельница крылами –

Мы видим взмахи тех зовущих рук.

 

Мы – третий класс. У нас уроки в поле.

Мы собираем в сумки колоски.

Не в старой деревянной милой школе

Ответ мы держим нынче у доски.

 

Одежды наши и ручонки тонки.

Истаял, словно не был, детский смех.

Война в деревню сыплет похоронки

Как на цветущий луг внезапный снег.

 

И нет отцов. И мамы стали злее.

И вошь ползёт за детский воротник.

Но тяжелеет сумка, тяжелеет –

От колосков, от зёрен – не от книг.

 

На сумке – красный крест в зелёном круге.

Страна, крепись – я здесь, я помогу!

Ну, гады-фрицы! Ну, держись, подлюги!

Мой колос – это пуля по врагу!

 

***

 

Много, очень много еще можно было рассказать о тяжких буднях детей войны того времени.

Но передо мной была тогда была другая проблема – надо было идти в пятый класс в Уланово. Шесть километров туда – шесть обратно ежедневно…

Пешком!

А идти было не в чем! Ни одежды – ни обуви. Странно представить: целых две зимы я сидел в избе, читал толстенную книгу «Дети капитана Гранта» несколько раз подряд. И еще несколько книг из школьной библиотеки. Листал я и учебники пятого класса, которые откуда-то принес отец.

И только через две зимы я смог отправиться в пятый класс.

Мне был устроен некий экзамен…Вникая в мои самопознания, слыша мои ответы на их вопросы   удивленные учителя  лишь покачивали головами, …

И до последнего дня моей жизни я буду благодарен Улановской семилетке, которую я окончил с похвальной грамотой.

 

ПАМЯТЬ О ШКОЛЕ

 

«А школа твоя, сынок, сгорела…»

(Из письма родителей)

 

Возле храма, у старого кладбища,

Земцы ставили крепко ее…

Знанья свет, горизонт озаряющий.

Освещал и мое бытие…

 

Как хочу ее видеть я заново!

Не во снах, не в мечтах – наяву! –

Мою школу в деревне Уланово –

Ту, что помню, люблю и зову!

 

Как спешила осенними тропками,

С рюкзаками, на тощих плечах,

Ребятня деревенская, робкая,

К тем, для всех светозарным лучам.

 

Деревянная, сельская, милая

Нас звала – и, быть может, – ждала?

Некой птицей к тебе белокрылою

Мы летели… Такие дела!

 

И ни голод, ни годы тяжелые

Не могли погасить знанья свет…

Как святыню, храню в душе школу я –

А ее на земле давно нет…

 

Лишь береза, состарясь до срока,

Все еще зелена по весне,

Но заветы тех давних уроков

Никогда не исчезнут во мне…