В среду на заседании областного парламента депутаты ликвидировали «паровозы» на выборах в ЗСО. Законопроект инициировал руководитель исполкома партии «Единая Россия» Константин Долгов. Руководители фракций КПРФ и ЛДПР выступили против, но тщетно.

Принятый законопроект регламентирует новый порядок формирования списков кандидатов в депутаты и распределение мандатов. Теперь при выдвижении списков политических партий на выборах в ЗСО будет убрана «головная часть», останутся только территориальные группы. Ранее в так называемый «паровоз» можно было включать до трех человек – это, как правило, известные медийные личности, которых избиратели видели в бюллетенях. После выборов они обычно передавали свои мандаты другим кандидатам от партии.

Ранее Долгов пояснял, что отказ от «паровозов», на его взгляд, стимулирует партийное руководство наполнять списки реальными лидерами общественного мнения, авторитетными на конкретных территориях общественными деятелями, политиками, а не ограничиваться одним-двумя яркими фигурами. Теперь завоевывать голоса избирателей придется фактически всем кандидатам, находящимся в списке, а не только лидерам.

Дискуссия перед голосованием оказалась довольно бурной. Депутат Юрий Супоня высказал мнение, что законопроект выгоден только одной партии, которая доминирует: «По-другому бы не получилось честное соревнование».

— Давайте честно: если список возглавляет Шойгу, Лавров, ясно, что они не будут в Ульяновской области депутатами, — заметил спикер заксобрания Валерий Малышев.
— А вы спрашивали? Вдруг будут. Тот же Лавров, — ответил Супоня.
— Лавров не сумасшедший! — парировал Малышев.
— Вы же сами этот список принимали на партийной конференции, — заметил коммунист Виталий Кузин.
— То же могу сказать про КПРФ. А Вольфович вообще везде был, самый популярный человек в партии, — пояснил Малышев.

Слово взял коммунист Виталий Кузин. По его словам, то, как представляют инициативу, и как должно быть — разные вещи:

— Цель — сделать так, чтобы среди депутатов было гораздо больше людей, которые «ближе к народу». То же самое я слышал, когда меняли устав Ульяновска и сделали выборы по одномандатным округам. Это привело к искусственному занижению числа оппозиции в Гордуме. Засилие одной партии в важном представительном органе до добра еще не доводило.

Кузин отметил, что разговоры о злоупотреблении «паровозами» в отношении КПРФ — «мимо кассы»:

— Алексей Куринный, который стоял в списке лидером, сказал, что если у нас будет большинство в Заксобрании, то быть председателем — почему бы и нет? Включение в список федеральных депутатов или руководителей партии — это другое, перегибание палки. Покойный Владимир Вольфович никогда бы не стал депутатом у нас. И из лидеров ЕР бы никто не стал. Это политическое жульничество. На выборах создавались фальшивки, чтобы оттянуть голоса у КПРФ. Для того, чтобы избиратели разобрались, нужен был человек известный. Поэтому предлагаемый законопроект — это минус для КПРФ. Мы не боимся изменений правил, но будем бороться при любых условиях.

Лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев назвал «партийным сепаратизмом» ситуацию, когда на федеральном уровне «паровозы» разрешены, а на региональных выборах — нет:

— Максимальный отказ от мандатов по итогам выборов в Госдуму был как раз у «Единой России» — счет шел на десятки. Не надо наше население считать недалеким. По-вашему, люди думали, что Зюганов или Жириновский бы к нам приехали? У нас очень искушенный избиратель, он понимает, кто пойдет, а кто не пойдет работать. Но у партии, безусловно, должно быть лицо. Для меня это обман — отсутствие равных условий. Я сам проходил избирательные кампании и как одномандатник, и по спискам. И когда предлагал главе сельской территории собрать всех кандидатов, устроить острые дебаты, мне отказывали. Вели за руку своего кандидата — «благодетеля», который не проживал на территории ни до, ни после. Но зато перерезал ленточку, открывал вентиль.

Грачев заявил, что люди ждут от депутатов не законопроектов, связанных с меж- или внутрипартийными отношениями. По его мнению, скопилось много важных законодательных инициатив, которые нужно «достать из-под сукна». Например, закон о ветеранах труда.

— А у нас на подходе закон об увеличении избирательных фондов. Население его ждет? — вопросил депутат.

Несмотря на бурную дискуссию депутатов, проголосовавших за законопроект, оказалось больше. «Паровозы» отменили — документ принят в двух  чтениях.