Тема с отработанными автопокрышками давно беспокоит ульяновцев, переживающих за экологию и эстетику ландшафтного дизайна во дворах МКД. Проблему периодически пытаются решить разными способами. Несколько раз за последние годы муниципалитет принимался вывозить горы резины своими силами. Губернатор Алексей Русских предлагал использовать измельченные шины как добавку в асфальт на дорогах и для изготовления прорезиненных покрытий на спортплощадках. Правда, это довольно сложно: порезать покрышки недостаточно, резиновая крошка должна пройти еще как минимум два этапа сепарирования для удаления из нее текстильных и металлических кордов.

Совладать с этой напастью пока никому так и не удалось. Еще четыре года назад, напомним, мы рассказывали об открытии в Ульяновске нескольких пунктов приема покрышек от населения. Увы, инициатива долго не прожила, видимо, не пользовалась спросом. Хотя услуги по вывозу шин бесплатно в Ульяновске можно заказать и сегодня, объявления висят на «Авито» и других сайтах. Но ульяновские водители все равно предпочитают кидать отходы возле дома. Может быть, лень позвонить или еще по какой-то причине…

Так или иначе выброшенные покрышки либо валяются на газонах, либо приспосабливаются там же для благоустройства. Дворовые мастера делают из них вазоны под цветы, ограждения вдоль тротуаров, неровности от заезда транспорта и многое другое. Лебеди из покрышек — вообще неумирающая классика! Все это (забота о дворе своими силами) забавно и даже мило ровно до тех пор, пока не случится возгорание. И это уже не шутки, так как выделяемые при горении химические вещества являются крайне токсичными и опасными для здоровья.

— Узнал о свалке автопокрышек возле Кротовки, которые местные хулиганы имеют плохой обычай поджигать. Распорядился немедленно их убрать! — сказал тогда еще и.о. первого заместителя главы города Александр Болдакин.

Накануне Пасхи в соцсетях распространилась информация о том, что в пригороде Ульяновска скопилась огромная куча из покрышек, которую местные жители намерены сжечь в праздничную ночь. Оказывается, это уже стало ежегодной традицией. Между тем, даже по приблизительным оценкам, в этом году на поле скопилось порядка 90 кубометров авторезины. Большой костер бы получился, да и ущерб экологии немалый… Благо городские власти оперативно отреагировали на сигнал и быстро вывезли покрышки на бывшую территорию Горзеленхоза на временное хранение. Система утилизации данного вида отходов у нас в регионе, как и в стране, до сих пор не выстроена. И понятно почему: ведь нужен потребитель такого вторсырья, то есть фабрика или завод. Был у нас японский «Бриджстоун», да закрылся — санкции. Хотя, говорят, покрышки там и по сей день принимают, но надо самому ехать, сдавать. Ситуация плачевная.

По данным Российского экологического оператора, на сегодняшний день из 85 регионов в стране лишь в семи активно занимаются переработкой вторичных материальных ресурсов. Поэтому выбирать особо было не из чего. Ближайшее к нам предприятие, готовое взять шины на утилизацию, — ООО «Азия Цемент» в Пензенской области. Александр Болдакин связался с пензенцами и достиг соглашения, что те будут забирать наши покрышки. Затем встретился с руководителями ульяновских УК и региональных операторов ТКО и договорился с ними, чтобы уже наконец начали освобождать наши дворы и контейнерные площадки от этих вездесущих покрышек. Пусть в Пензе сгорят!

— Температура в цементной печи достигает 2000⁰С, что примерно в четыре раза выше, чем у обычного костра. Зольный остаток, который образуется в результате утилизации, включается в состав клинкера (промежуточный продукт при производстве цемента. — Прим. ред.), и нет необходимости его захоронения. При этом мощные фильтры, которые стоят на цементном заводе, обеспечивают безопасный выброс в атмосферу, без дополнительного загрязнения, — пояснила руководитель проекта «Альтернативное топливо» Елена Кошкина.

Первая фура с ульяновскими покрышками отправилась на переработку, 14 апреля. Между тем возможности завода позволяют утилизировать по 28 таких десятитонных фур каждую неделю. В год — 18600 тонн автопокрышек. Для завода выгода в том, что, используя отходы вместо топлива, можно сэкономить до 10% на оплате газа.

ТАК ЛИ ОНИ ОПАСНЫ?

Четвертый класс опасности, к которому относятся покрышки, означает, что отходы практически не токсичны. Разбросанные или специально вкопанные во дворе они действительно не радуют глаз. Однако гораздо большую опасность для нашего здоровья представляют собой микрочастицы резины, которые образуются при движении автомобилей по дорогам. От истирания об асфальт в воздухе образуются частицы размером от 0,001 до 2,5 микрометра, которые буквально проникают в нас. Для сравнения: толщина человеческого волоса 40-120 микрометров, в десятки раз больше! На самом деле эта опасность — от движущихся, а не от лежащих во дворе покрышек, — является наиболее серьезной и пока неразрешимой. Над ней бьются лучшие умы планеты. Но пока они так и не придумали, как защитить человека от этих микрочастиц, которые оседают в критически важных системах организма, например, травмируют ткани легких.

Люди, которые понимают опасность от движущихся, а не от лежачих покрышек, стараются жить в домах вдали от автомобильных магистралей. Устраивают закрытые дворы, чтобы внутрь не заезжали машины. В Ульяновске такие примеры очень редки. К сожалению, в нашем городе жители предпочитают делать у себя под окнами парковки, причем чем ближе к дому, тем лучше. Возьмите любой проект благоустройства дворов по программе «Комфортная городская среда»: практически везде есть расширение заездных карманов и строительство дополнительных стоянок. Это выбирает и за это голосует большинство, а уж насколько это правильно или опасно — некогда разбираться. Главное, что машина — у подъезда, вышел — и сразу по газам…

Фото: Управдом 73.