«Одевайся в российское» — этот призыв стал особо актуальным в последний год, после ухода из России многих известных брендов сегмента масс-маркета. Швейный бизнес, еще до недавнего времени представленный в большинстве своем дизайнерскими ателье, увидел перспективы и начал набирать обороты. Ульяновские предприниматели рассказали, что готовы бороться за место на мировом рынке, признались, что нашли аналоги итальянским тканям, и посетовали на нехватку рабочих рук, которая серьезно сдерживает развитие.

По данным регионального правительства, в 2022 году в сфере лёгкой промышленности было занято около трёх тысяч человек. Отрасль, пережившая в постсоветские времена почти 30-летнюю стагнацию, начала набирать обороты. В 2021 году индекс производства по видам деятельности «производство текстильных изделий», «производство одежды», «производство кожи и изделий из кожи» составил 140,7%, 132,6% и 230% к уровню 2020 года соответственно. В 2022 году показатели оказались скромнее: индекс производства одежды составил 106,3%.

Отдельные предприятия, в том числе, благодаря заказам для участников СВО, показали значительный рост. Так, у Барышской швейной фабрики динамика составила 140%. Ульяновская трикотажная фабрика «Русь» также активно участвует в исполнении госзаказов — поставляет комплекты экипировки для мобилизованных: нательное бельё, футболки утепленные комплекты. А мулловское ООО «Матэко» выпустило большую партию хлопчатобумажных демисезонных носков.

Руководитель регионального центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов рассказывает, что рынок производителей одежды в регионе растет с прошлого года: уход известных брендов подстегнул развитие сферы, подобно тому, как с 2014 года начали расти сыровары.

— Дизайнеры начали открывать шоурумы, активно осваивать маркет-плейсы (мы оказывали поддержку по комплексному сопровождению по выходу на интернет-площадки). Ковид подстегнул интернет-торговлю, в 2022 году этот сегмент в регионе вырос в три раза по сравнению с 2021-ом. А легпром — одна из ключевых составляющих на маркет-плейсах, — отметил Гайнетдинов.

По его словам, у производителей одежды есть общая особенность — 30 лет стагнации привели к тому, что все крупные предприятия пропали. Небольшие дизайнерские ателье сегодня растут, и потенциал роста огромный. Лидеры продают свою одежду далеко за пределами региона и выходят на зарубежные рынки. В ближайшее время один из ульяновских производителей откроет торговое представительство в Эмиратах (название компании пока не разглашают).

Креативный директор бренда KUZINA Ирина Малова поясняет, что в 2022-2023 году бренд начал покорят разные города. Всего у дизайнеров сегодня пять магазинов: два в Санкт-Петербурге, два — в Москве, один в Перми и один в Ульяновске.

— Очень хороший отклик в Питере, аудитории нравится наш стиль, наши вещи нарасхват в рахных магазины. Запустили свой сайт, работаем на двух маркет-плейсах. На OZON продаем вещи прошлых коллекций и скидочные варианты, а в интернет-магазине VipAvenue реализуем люксовые товары, — рассказывает Ирина.

Денежный сегмент, который занимает KUZINA — средний и средний плюс. Массовое направление — это турецкие и китайские ткани, с поставкой которых трудностей нет. Цена зависит от курса доллара — если он растет, увеличивается и цена.

— С итальянскими тканями стало сложнее, но с ними мы и не работали в регулярных коллекциях — только инидвидуально. Покупаем стоковые ткани: они дешевле и не повторяются, это их особенность. В целом дизайнерские бренды не могут быть дешевыми: много ручного труда, применяются качественные материалы, — уточняет Ирина.

Малова уверена, что перспективы у ульяновских производителей есть: потребитель окончательно поверил что российские дизайнеры могут шить хорошо, доверие сформировалось. Но есть проблема — упал общий потребительский спрос, что отмечается во всех отраслях. Товары категории люкс покупают меньше; более популярен средний и средний минус класс. Люди стали более тщательно оценивать покупки, теперь они более внимательны к качеству и притязательные.

Основатель ульяновского бренда ОДНА/ВТОРАЯ Наталья Рыжикова делится, что трудностей с тканями и фурнитурой после введения санкций не было. Напротив, удалось найти поставщиков по еще более приемлемой цене:

— Не строю амбициозных планов, понимаю свои возможности. Ушедшие бренды — это история многих десятилетий и огромных финансовых вложений. Я же небольшой производитель, и какую-то нишу занимать не хочу — для меня важно грамотно и качественно работать, производить больше.

Бренд ОДНА/ВТОРАЯ изначально был создан для работы с маркет-плейсами. Рыжикова рассказывает: офлайн-история — совершенно иная в плане вложений и развития. Поэтому сейчас бренд в основном представлен на площадках OZON и Wildberries. Наталья в фэшн-индустрии 27 лет, и ей есть, с чем сравнивать:

— Сегодня потребность у женщин быть красивыми возрастает. Особенно явно это начало проявляться после пандемии — очень хочется быть красивой, стильной, сексуальной. Но выбор не сильно большой, такой одежды мало, она сложна в производстве, более дорогая. Экономическая же ситуация диктует иное — одеваться более доступно. А это, увы, низкое качество, что не всегда украшает женщину.

По словам Рыжиковой, дизайнерская одежда всегда востребована, главное — найти своего покупателя. В Ульяновске женщины более практичные, предпочитают одеваться стандартно. Среди молодежи модников достаточно, но в общей массе все равно их мало.

— За последнее время я сузила ассортимент. Сы вкладываемся производство, но не хватает рабочих рук. Мне бы еще пять швей, и было бы прекрасно, мы могли бы говорить о расширении ассортимента. Если отшивать в других швейных цехах, то в Ульяновске мощностей нет, в других городах зачастую не то качество и цена может быт дороже. А чтобы искать руки в других странах, нужны очень большие объемы и большие вложения, — уверена Наталья.

Руслан Гайнетдинов подтверждает, что это проблема отрасли в целом:

— Производители столкнулись с тем, что не успевают отшивать новые коллекции, спрос превышает предложение. Чтобы идти дальше, надо иметь большой запас. Как быть? Возможно, конкурировать на рынке за персонал. Спасуют коллаборации, объединения. Сегодня 35% рабочих рук у ульяновских производтелей — за пределами региона. И это не от хорошей жизни. Поэтому занять сразу нишу ушедшего бренда масс-маркета с громадным объемом производства не получится, чудес не бывает.

Но ульяновские дизайнеры не сдаются и строят амбициозные планы. Основатель бренда S.Leto, руководитель сети мультибрендовых бутиков «Фабрика», дизайнер-модельер Ольга Столетова намерена покорить Россию, а затем и мир.

— Сегодня освободилось много площадок, где можно реализовать свою продукцию и творческий потенциал. Раньше я шила только костюмы для спортсменов, художественной гимнастики. Но всегда мечтала создать капсулу — полный гардероб. В прошлом году у нас была льняная летняя коллекция, в этом мы представили пиджаки, брюки, юбки, ветровки, пальто. В 2024-ом хотим расширить ассортимент и размерный ряд, — рассказывает Столетова.

Ольга инициировала интересный проект — мультибрендовый бутик «Фабрика», где представлены ульяновские производители одежды и аксессуаров. В городе уже открыты два бутика, на очереди — Самара и Казань.

— Я развиваю и собственный бренд S.Leto, хочу перейти на более дорогой люксовый сегмент одежды из тканей премиум-класса. Его я проецирую на Россию, а вообще цель — завоевать весь мир. Спрос на российскую одежду растет, и этим нужно пользоваться, — резюмирует Ольга.