Уже 12 лет стоит запертым старинное здание на улице Матросова, 9. Бывшее медучреждение закрыли из-за аварийного состояния, несколько лет его обещали отремонтировать и вернуть в использование минздрава. С прошлого года некогда элегантное, а теперь разрушающееся здание пытаются приватизировать.

 

Отделение больницы опасно для жизни

Двухэтажный дневной стационар Госпиталя ветеранов войн закрыли в апреле 2011 года. Такое решение было принято после его обследования. Как показала независимая экспертиза состояния деревянного здания по несущим конструкциям, оно находилось в аварийном состоянии и его эксплуатация стала опасной для жизни. Ульяновский минздрав уточнял, что до закрытия ежегодно в нём проходили лечение около 1600 человек. Среди них – труженики тыла, вдовы ветеранов войн, ветераны труда, воины-интернационалисты, просто пенсионеры.

Первые пару лет чиновники обещали, что здание отремонтируют и вернут в использование лечебного учреждения. Стоимость ремонта оценивали в 25 миллионов рублей. Вопрос брал на свой контроль губернатор.

Но время шло, а ремонт не начинался. Появились слухи, что двухэтажку в центре хотят отдать под снос и застройку. Здание с 1999 года имело статус лишь выявленного объекта культурного наследия, то есть окончательно памятником признано не было.

В ответ развернулась кампания с участием ныне покойного краеведа Сергея Петрова. К 2014 году удалось добиться постановления облправительства о признании здания объектом культурного наследия  муниципального значения.

 

Статус дали, ремонт отменили

Но после утверждения статуса памятника власти к бывшему стационару интерес потеряли. В 2015 году минздрав передал здание в областную собственность. В 2021 году Сергей Петров безуспешно пытался напомнить о нем властям. Обращение краеведа поддержала Общественная палата, но чиновники делом на него не отреагировали.

В этом году вопрос о состоянии здания-памятника поднял ульяновец Сергей Бурбан. Он главным образом обеспокоен безопасностью, ведь по соседству, на улице Матросова, 11, находится гимназия №2. А заброшенный дневной стационар сейчас стоит с разбитыми окнами с росписями — в нем явно бывает молодежь. Да и участок его зарастает. Так и до пожара недалеко.

После нескольких отписок Бурбану все же сообщили, что школу от заброшенного соседства охраняют: «Собственником приняты меры по обеспечению безопасности посетителей здания по адресу: г. Ульяновск, ул. А. Матросова, д. 11 со стороны здания по адресу: г. Ульяновск ул. А. Матросова, д.9 закреплен сторож, установлена охранно-пожарная сигнализация. ОГАОУ «Гимназия №2» охраняется АББ «Арсенал», при содействии которого также осуществляется передача сигнала тревоги. За время охраны здания, собственником предпринимаются меры по ограничению доступа со стороны несовершеннолетних лиц».

 

Ни одной заявки

Также в ответе значилось, что АО «Имущественная корпорация Ульяновской области (Ульяновское областное БТИ)», на балансе которого находится объект культурного наследия, предпринимает меры по его реализации. По данным сайта торгов, в августе 2022 года его уже выставляли на аукцион.

Продать здание-памятник пытались за 15,7 миллиона рублей. Эту цену назначили после оценки Областной торгово-промышленной палаты. По отчету, все конструктивные элементы дома требуют капремонта или замены, подземная часть с фундаментами находятся в аварийном состоянии.

Аукцион закончился ничем — желающих купить разрушающееся заброшенное здание с обязательствами по его реставрации не нашлось.

 

Бежали из родного дома и дослужились до ООН

Впрочем, даже сейчас, огороженное профнастилом и лишенное части стекол, здание с простым и легким силуэтом и оригинальной деревянной резьбой на фасаде обращает на себя внимание. Главная его ценность — деревянная архитектура в стиле модерн. И драматическая история страны и семьи симбирян, которой оно было свидетелем.

Облик свой здание приобрело незадолго до революции 1917 года. Оно было расстроено до двух этажей семьей Василия и Надежды Корольковых. После революции хозяин дома, служивший статским советником, покинул Симбирск с белыми и вскоре погиб в Сибири. Его дочь со старшим сыном Владимиром и мужем-офицером  Липским уехали во Францию. А хозяйка дома, Надежда Королькова, и ее младший внук Арсений остались и еще несколько лет жили в двух комнатах особняка, превращенного в коммуналку.

Только в 1926 году Арсения удалось переправить во Францию к родителям. Его бабушка, Надежда Королькова, тогда же навсегда оставила выстроенный ею дом и осталась жить в Подмосковье.

Арсений Липский стал военным, в том числе служил переводчиком министра обороны Франции. В 1991 году он посещал СССР, побывал в Ульяновске и навестил родной дом. Его старший брат Владимир выстроил карьеру международного уровня. Он занимал пост в ООН,  а после работал заместителем директора Международного валютного фонда.