В российских школах появятся уроки информационной безопасности и цифровой грамотности. Это предусмотрено Концепцией информационной безопасности детей, которую утвердило правительство. Учить этому будут, скорее всего, на уроках информатики и ОБЖ, есть и подходящие учебники. Кто будет защищать юных граждан России, как и от чего?

Из почти 146 с половиной миллионов жителей России более 30 млн – несовершеннолетние. И абсолютное большинство из них – активные пользователи интернета. Также в документе отмечается: “современные дети – первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий… Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры”.

Споры о том, как защитить детей от вредного и опасного содержания различных интернет-сайтов, идут давно. Что предлагалось? Вход в соцсети по паспорту, блокировка вай-фая в школе, различные пароли и коды… Но дело не только в доступе в Сеть в школе или через школьный Wi-Fi, отмечают эксперты. Как пояснили в минцифры, работа будет вестись по трем направлениям: помимо уроков по осознанному поведению в интернете будет создан целый ряд ресурсов, безопасных для детей и взрослых. Кроме того, отдельная и крайне важная задача – информирование родителей о том, как обезопасить их детей в интернете.

Заявки на добавление в друзья от незнакомцев получают в соцсетях 79% российских детей

О том, что без участия родителей не обойтись, говорит и замглавы Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. Ранее, комментируя вопросы регулирования онлайн-игр, Горелкин заявил, что все попытки каким-то образом оградить детей от видеоигрового контента 18+ напрямую, без участия родителей не будут успешными. “Все-таки именно родители по закону несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. И они должны понимать, во что играет ребенок, чтобы по необходимости это контролировать”, – полагает депутат.

Эксперты обращают внимание на то, что крайне важно участие родителей в той части, которая содержит технические меры защиты от онлайн-угроз. К таковым относятся специальные настройки в онлайн-сервисах, детские профили в приложениях, программы родительского контроля, защитные решения.

Как свидетельствуют данные опроса, проведенного HD Артель, 69% опрошенных не используют или не знают, как использовать технические средства родительского контроля, а значит, не полностью контролируют, что смотрит их ребенок.

Кстати, сейчас чтобы зарегистрироваться, например в Тик-Токе, нужно ввести свою дату рождения. Если тебе меньше 14 лет – проход закрыт.

Но, увы, этот “замок” не работает. Даже первоклассники сегодня уже достаточно продвинуты, чтобы вместо своего года рождения ввести тот, который подойдет для регистрации. Причем такой псевдоблок сегодня не только в “Тик-Токе”, но на сайтах “посерьезнее” и повзрослее.

“В интернете дети могут столкнуться с разными опасностями, например, со злоумышленниками, которые под видом сверстников могут расспрашивать о личных данных ребенка и его семье. Затем эта информация может использоваться для шантажа, угроз или манипуляций, а также для вовлечения детей в деструктивные организации”, – сообщают авторы документа.

Примерно две трети родителей не используют или не знают, как использовать родительский контроль в домашней Сети

“У современных детей должно сегодня очень четко работать критическое мышление, чтобы они не верили на слово, а умели оценить то, что видят и слышат”, – говорит директор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета Екатерина Лавренова. “Для этого нужно формировать восприятие естественно-научного мира, потому что в какой-то момент именно этот навык у нас очень сильно просел. Поэтому отлично, что теперь снова в курсе математики ребята с восьмого класса будут изучать теорию вероятности. Как это ни странно, но через это они учатся оценивать риски”, – говорит Лавренова.

Математика и теория вероятности – это хорошо. Но, кажется, информационная безопасность и цифровая грамотность все же ближе к информатике. “Да, эта тема действительно всегда была в рамках школьного курса информатики, там она, скорее всего, и останется. Но отмечу, что с нового учебного года она появится и в курсе “Основ безопасности жизнедеятельности”. Издательство “Просвещение” выпускает учебник под названием “Цифровая гигиена”, и он с сентября будет доступен в каждой школе на уроках ОБЖ. Там ребята узнают о правилах поведения в соцсетях, регистрации на различных порталах, о том, как устроены финансовые операции в интернете”, – рассказывает Лавренова.

По данным опроса, проведенного “Лабораторией Касперского”, у подавляющего большинства школьников младших классов (88%) сегодня уже есть собственный телефон или планшет, при этом 79% юных пользователей не могут обойтись без смартфона. Причем онлайн-угрозы сводятся не только к кибербуллингу, чрезмерному увлечению гаджетами или знакомству с неподходящим контентом. “В частности, заявки на добавление в друзья от незнакомых людей получают в социальных сетях большинство российских детей (79%), в 23% случаев это заявки от взрослых, самый частый такой ответ – в группе детей 7-10 лет”, – говорит Андрей Сиденко, руководитель направления “Лаборатории Касперского” по детской онлайн-безопасности.