После объявленной зачистки Ульяновска от покрышек мэр Александр Болдакин решил взяться за самовольно смонтированные шлагбаумы и цепочки во дворах для обозначения территории парковки.  Глава города поручил юристам горадминистрации изучить опыт других регионов и принять нормативно-правовой документ, который определит, в каких местах размещение таких ограничителей невозможно, и, напротив, в каком порядке законно оформить их монтаж. Спросили у глав УК о существующей практике и обратились к федеральному законодательству. Как выяснилось, проблема носит комплексный характер и связана она все с теми же незаконными парковками и заниженными нормами на машиноместа при строительстве новых домов. (спойлер: установка шлагбаумов уже регламентируется федеральными законами и ничего нового придумывать не придется).

Установленный во дворе шлагбаум необходимо юридически оформить. Об ограничении проезда должны быть уведомлены спецслужбы и администрация города. Необходимо, чтобы такие устройства открывались по сигналу сирен или спецкоду, разъясняет глава управляющей компании ООО “РЖК” Рамиля Басырова;.

– Ограждения во дворах могут быть оформлены только юридически, потому что в противном случае сотрудники МЧС могут демонтировать их самостоятельно. Во-первых, придомовая территория должна быть отнесена к МКД на основании кадастровой карты. Собственники могут зайти на Кадастр.ру и посмотреть, какая территория отнесена к тому или иному МКД. Согласно жилищному законодательству собственники обязаны содержать эту территорию, обеспечивать ее благоустройство и ремонт. Все это оформляется протоколом общего собрания собственников, уведомление направляется в администрацию, спецслужбы. В современных шлагбаумах все достаточно просто, т.к. есть технологии, которые открывают его либо при запуске мигалок, либо с помощью универсального кода.

Басырова привела в пример один из МКД, который закрыл межквартальный проезд в спальном районе, используемый для сокращения дорожного пути автомобилистами. УК получила предписание от МЧС по ликвидации устройства, т.к. оно не соответствовало нормам и требованиям. Самым популярным и удобным методом ограничения движения по придомовой территории глава УК называет полусферы. Если обычный автомобиль через них не проедет, то спецтранспорт преодолеет без труда.

– Изредка ограждают цепочками и “свои” парковочные места. Это уже недобросовестные собственники, но такие случаи редкие. Никто из жителей не может себе выделить долю в общедомовом имуществе. Если организуется парковочное пространство, то оно должно быть доступно для всех, в т.ч. и для гостей. Обычно в ругань между соседями из-за огражденных парковочных мест никто из чиновников или надзорных органов не лезет, поэтому тут все решается в судебном порядке.

Басырова напоминает,  что в Ульяновске до сих не завершена работа с незаконными придомовыми парковками. На месте снесенных будок появляются новые бесхозные авто – “кассы”. Чтобы оградить себя от потока новых автомобилей, собственники МКД зачастую прибегают к использованию цепочек, шлагбаумов и бетонных блоков.

– Очень часто территории рядом с домами занимают незаконные парковки. Собственникам некуда в таком случае ставить автомобиль, они начинают парковаться на газонах и тд. Жители, чтобы не пропускать таких лиц на свои придомовые территории, используют бетонные блоки, шлагбаумы и цепочки. Нужно продолжить борьбу с оставшимся незаконным паркингом.

Руководитель Центра Общественного контроля в сфере ЖКХ, член ОП Ульяновской области Руслан Хайров пояснил, что проблемы парковок и точечной застройки можно решить одним росчерком пера – увеличив коэффициент машиномест при строительстве МКД с 0,23 до 1.

– Если дом с придомовой территорией находится в тупиковой зоне даже с наличием муниципального земельного участка, то обычно никто не против установки шлагбаума или других ограничителей. До первой жалобы, т.к. по закону, если есть муниципальная дорога, то устанавливать ограждение запрещено – дороги общего пользования, не могут ограничиваться. Этот шлагбаум должен быть больше номинальный, т.к. есть спецслужбы, которые должны иметь беспрепятственный доступ. Их необходимо оповещать о наличии заграждения, кода к нему или секретного номера. Либо около него должен находиться оператор. На частном земельном участке, как у “Аквамарина” или “Новой жизни”, территорию огораживать можно, никаких разрешений от муниципалитета не нужно, но спецслужбы должны быть оповещены. Придомовая территория в целом это не стоянка, она может использоваться для временного размещения автомобилей. Однако у нас ее используют для стоянки, как на Кирова,6. Там никакая спецтехника не проедет. Самая большая проблема – коэффициент парковочного места при застройке. Если губернатор или глава города хотят решить проблему парковок и точечной застройки, то нужно его увеличивать с 0,23 до 1. Это можно сделать одним росчерком пера как и в других нормальных городах;

Начальник государственно-правового управления Алексей Преображенский сообщил редакции, что в Ульяновской области нормативных правовых актов, регулирующих вопрос установки ограждений во дворах, нет:

– В случае незаконности установки шлагбаума его демонтаж возможен как незаконного возведённого сооружения – как на основании предписания (требования) органа надзора, так и на основании судебного акта. На территории Ульяновска действует постановление администрации города от 31.03.2016 № 1044 «Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновск.

Федеральные нормы

Незаконный захват территории

При ситуации, если один или несколько собственников самовольно захватывают часть дворовой территории, устанавливая цепочки, столбили или шлагбаумы, ограничиваются права других жителей. Таким образом формируется состав административного правонарушения по ст. 7.1. КоАП «Самовольное занятие земельного участка».

Санкции: от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Протоколы в праве составлять должностные лица органов осуществляющих государственный земельный надзор и полиция. 

Правильная организация парковки около дома

Правовым же основанием организации индивидуальной парковки во дворе является решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об организации парковочных мест. Такое решение может оформляться протоколом общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Для принятия решения об организации парковочного места необходимо 2/3 голосов жильцов, и принятое таким образом решение обязательно для исполнения всеми проживающими в доме. После получения протокола собрания жильцов необходимо обратиться в Администрацию города с заявлением о выделении территории, на котором расположен МКД, под будущую стоянку.

Получив положительное заключение от администрации, необходимо подготовить проект будущей парковки и обратиться в строительную организацию. В проекте парковки должны присутствовать: схема участка, план движения транспорта, тип дорожного покрытия, места въезда спецтранспорта, дорожная разметка.

Юристы отмечают, что если земельный участок уже был зарегистрирован на собственников квартир и поставлен на кадастровый учет, дополнительно обращаться в органы власти не нужно.

Размеры парковки и “ограничители”

Согласно Положению Санитарно-эпидемиологической службы №2.2.1/2.1.1.1200-03, парковка на придомовой территории не должна быть больше 50 машино-мест. Расстояние от фасада дома до парковки не может быть меньше 10 м для парковок до 10 мест и 15 м для парковок до 50 мест.  Также она не должна создавать препятствий для передвижения пешеходов и проезда автомобилей, в том числе – спецтранспорта. Ширина парковочного места должна составлять не менее 2,3 метра, а длина – не менее 5 метров.

С 1 января 2021 г. в России вступили в силу новые Правила противопожарного режима (постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479), где конкретизированы требования к установке шлагбаумов и других ограничителей въезда во дворы многоквартирных домов. Они сводятся к тому, что в круглосуточном режиме для заезда пожарной техники либо должны дежурить вахтеры, либо все это должно быть оборудовано в автоматическом режиме, чтобы беспрепятственно в любой момент спецслужбы могли проехать. Объекты, которые несоответствуют этим требованиям, должны быть демонтированы.

За нарушение Правил противопожарного режима, в том числе в части работы шлагбаума, который ограничивает въезд техники на придомовую территорию, УО и ТСЖ могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. По этой статье предусмотрены штрафы: для граждан – от 2 000 до 3 000 рублей; для должностных лиц – от 6 000 до 15 000 рублей; для юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей.

Отметим, что для установки шлагбаума необязательно организовывать отдельное парковочное пространство. Однако необходимо, чтобы за это на общем собрании проголосовали не менее 66,7% собственников жилья. Кроме того он должен быть включен  в состав общего имущества собственников помещений дома. Рекомендуется проект установки согласовать с ГИБДД и пожарной инспекцией.