В Ульяновской области оставили мечту о миллионе туристов: сегодня упор идет на «качество» (сколько в потрачено в регионе денег), а не количество. Руководитель Агентства по туризму Денис Ильин рассказал о том, почему на «Великом Волжском пути» не стоит в ближайшее время ждать «Метеоров», что именно нужно китайским туристам в Ульяновске (спойлер — это не Ленин) и по какой причине круизные суда полюбили наш город (в этом году ожидается их рекордное количество).

 Недостижимый миллион

— Расскажите об итогах 2022 года.

— Отрасль туризма сегодня достаточно быстрорастущая — это новый тренд, «экономика впечатлений». В прошлом году частные инвесторы вложили в развитие туристской инфраструктуры в Ульяновской области 800 млн рублей — это строительство гостиниц, баз отдыха, развитие маршрутов и прочее.

Один из важных показателей— объем оказанных платных услуг, то есть, сколько регион заработал на туризме. В 2022 году оборот денежных средств в отрасли составил 3,2 млрд рублей. Это деньги, которые гости оставили в Ульяновской области — заплатили за проживание в гостиницах, экскурсионное обслуживание, посещение музеев и тд. Если прибавить оборот по общественному питанию и транспорт, получается 4,5 млрд рублей.

— Это больше, чем в 2021 году?

— Самый пиковый год у нас был допандемийный 2019-й, потом пошло резкое снижение показателей, так что сейчас мы их только восстанавливаем. Думаю, в нынешнем году мы наконец-то перешагнем рубеж четырехлетней давности.

— А какое финансирование туризм получает из бюджета?

— Мы занимаемся привлечением федеральных денег по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». Из регионального бюджета деньги идут только на содержание Агентства, на зарплату. За последние годы мы привлекли максимум федеральных средств — порядка 100 млн рублей. Но при этом регион обязуется софинансировать 3% из собственных ресурсов.

— Сколько у нас побывало туристов в прошлом году?

— Это парадоксальный показатель: в 2019 году к нам приехали 505 тысяч человек. Сейчас у нас побывали 540 тысяч, но при этом с финансовой стороны мы только приближаемся к допандемийным показателям. Да, по количеству экскурсантов и туристов стало больше, но денег они оставили меньше. Поэтому важно не количество, а «качество» гостей.

— То есть, миллион туристов, которые приедут в Ульяновск, недостижимый показатель?

— Есть реальные вещи и есть желания. Сравнивать сегодняшнее время с советским периодом никакого смысла нет: сегодня совершенно другая экономика. Раньше она была плановая, а сейчас рыночная. Даже турагентство «Спутник», которое работало в СССР, было плановым предприятием. Об этом должны помнить все, кто говорит про миллион туристов. Раньше была задача привезти как можно больше людей на родину Ленина, потому что была идеология. Сейчас по линии партии планово никто никого не привозит.

Другой вопрос — как достичь этого миллиона? Раньше была региональная авиация, речной флот — государственные предприятия. Есть возможность серьезно нарастить трафик, но нужны инфраструктурные изменения, точки притяжения, и их нужно обустраивать.

Выполнимая миссия

— К вопросу о точках притяжения: на что именно идут полученные областью средства по нацпроекту?

— В прошлом году мы создали два пляжа, в этом откроется обустроенная зона отдыха в поселке Рыбацком и пляжная зона в туристической деревне «Артеково». Также мы помогли закупить за счет федеральных денег новое горнолыжное оборудование для двух склонов — «Венец и Я» и в Ундорах, создать два всесезонных бассейна, которые будут работать и зимой, и летом. 1 июня один из них открывается в агротуристическом комплексе «Своя ферма», второй — в термальном комплексе «Термы. Лes». Также открыли за федеральные деньги «Симбирцитовую залу» на улице Марата в Ульяновске.

Прорывной проект — строительство палеонтологического музея в Ундорах. Без пяти минут эта территория в ЮНЕСКО, хоть эта организация и завершила пока свою деятельность в России. Но мы месяц назад получили из департамента МИДа, который курирует ЮНЕСКО, подтверждение, что миссия организации продолжается, и в этом году к нам приедет делегация из дружественных стран, чтобы проинспектировать то, как мы подготовились, посмотреть на территорию. И дать возможность получить статус геопарка ЮНЕСКО. Я считаю, это будет большой победой. Объект туризма, который является объектом всемирного наследия, дает дополнительный трафик и толчок для развития территории.

— Как именно?

— Надеюсь, это даст возможность простимулировать развитие, в том числе, речного туризма. Раньше в Городище, расположенное рядом с Ундорами, заходили теплоходы, там была зеленая стоянка. Причальную стенку можно восстановить. Также есть причал в санатории «Дубки», но там нужно обновить волнозащитные сооружения. Все это достаточно затратная часть, причем строительство таких сооружений не предусматривает ни одна госпрограмма.

В прошлом году мы с Самарской областью, Чувашией, Татарстаном, Марий Эл подписали договор о развитии проекта «Великий Волжский путь». В Минэкономразвития сдали дорожную карту с локациями, которые за счет федеральных средств нужно восстановить. А если нет соответствующей госпрограммы, нужно либо ее создать, либо сформировать поручения руководства страны, чтобы финансово обеспечить дорожную карту.

— Что это даст?

— Перспективы у Ундор потрясающие. Это место может стать одним из самых посещаемых в регионе. Кластер на 70% готов — есть санатории, турбазы, пляж, шикарные виды, охотохозяйства и многое другое. Трафик можно нарастить как минимум в два раза.

Плюс палеонтологический музей: уже определен подрядчик строительства (победитель — ульяновское ООО «Строймир», ему предстоит освоить почти 215,9 млн рублей, выделенных по нацпроекту «Культура», срок выполнения работ — до конца июля 2024 года, — прим. ред.).

Желание без возможностей

— Проект «Великий Волжский путь» предполагал закупку регионом «Метеоров». Когда это случится?

— Это очень дорогое удовольствие — одно судно стоит полмиллиарда, так что, скорее, покупать «Метеоры» будут Самара и Казань. Да это и для них достаточно дорого, особенно в текущих реалиях.

Скорее всего, наш регион подключится к софинансированию регулярных перевозок, чтобы цена на билет была не больше, чем на автобусе — 1000-1300 рублей. Себестоимость поездки из Ульяновска в Казань или Самару на «Метеоре» будет в районе 4000 тысяч — за такие деньги никто не поедет. Так что можно пойти по пути субсидирования авиарейсов в Екатеринбург, Новосибирск, Дагестан.

Так что пока только есть желание и стремление к этому.

— Решилась ли проблема с круизными судами, которые отказывались заходит в ульяновский речпорт из-за дороговизны стоянки?

— Да, такая проблема действительно была, мы попросили речпорт поставить цены уровня Нижнего Новгорода, Чебоксар, нам пошли навстречу, за что большое спасибо. И в этом году у нас небывалый ажиотаж — на начало навигации было подтвержден заход 135 круизных судов с длительной стоянкой (3,5-4 часа). Думаю, в течение лета их количество увеличится и превысит 140. С середины 90-х мы не принимали столько теплоходов. В прошлом году было 98. Для себя я планку поставил в будущем году принять 200 теплоходов. Это реально, если сохранить цену стоянки.

— На сколько речпорту пришлось ее «уронить»?

— В два раза. Сейчас среднее время стоянки стоит 15-16 тысяч рублей, раньше — 30 тысяч.

— Пассажиры круизных теплоходов — в основном гости музея-заповедника «Родина Ленина»?

— Да, заповедник — основной принимающий их туроператор. Помимо своих музеев, они предлагают посещение и других объектов. Круизники — культурно-познавательные, «городские» туристы, в будущем им будут предлагать посещение Ундоровского палеонтологического музея, экотропы, посещение конефермы, отдых на зеленой стоянке. Это уже несколько другой вид туризма, будем его развивать.

Есть давняя мечта реанимировать причальную стенку в Сенгилее. Она в федеральной собственности, фактически разрушена, дно заилилось, хотя лет восемь назад теплоходы туда еще заходили, но круизная компания, которая это делала, уже ликвидирована.

К сожалению, есть печальная тенденция — на Волге становится меньше круизных, судоходных компаний. Каждый год все больше теплоходов выбывает из строя — они стареют, приходят в негодность, их списывают. Основная часть флота, за исключением одного теплохода, выпущены в 60-70 годах.

— Не планируется ли наконец оживить территорию речпорта, раз круизных судов к нам будет приходить больше?

— Основные претензии — к состоянию речного вокзала. Но круизные туристы не идут туда, как правило, на автобусах их увозят в город. Речной вокзал раньше выполнял иную функцию, здесь был зал ожидания, где можно было подождать теплоход или «Метеор». Сейчас к системе пассажирских перевозок по воде не вернешься, это просто надо принять. Здание, конечно, нужно вовлекать в оборот, но транспортным узлом оно больше не будет.

Собственники оформили причальные стенки (раньше они были в собственности Росимущества), и это дает им возможность сделать капремонт. Надеюсь, развитие здесь будет.

По остальной части есть проблемы. Когда-то здесь был ухоженный парк «Приморский», сейчас часть перегорожена яхтклубом, стоит станция ДОСААФ. Нужно проводить ревизию земельных участков — там уже стоят какие-то частные дома, все это вызывает вопросы. Здесь нужен комплексный подход, входить в программу формирования комфортной городской среды и сделать реновацию парка.

Лишнее звено

— Распиаренный ранее «Красный маршрут» для китайцев, как я понимаю, канул в Лету?

— Отказа как такового нет, так как не было и согласия. Был проект, и он есть, причем, наши круизные компании привозят в Ульяновск туристов, в том числе, по «Красному маршруту». Приходят чартерные туристические поезда, где встречают гостей по программе «Назад в СССР», принимают их в пионеры. Эта история живет, просто групповых поездок китайцев к нам нет. Все ждут полноценного возобновления массового китайского туриста (потом был приостановлен из-за пандемии — прим. ред.).

Но, честно говоря, в нашем регионе его и раньше не было. Был проект «Красный маршрут». Что обманывать себя — китайцы всегда ехали в Москву и Санкт-Петербург, а также во Владивосток, где им «через дорогу». Все остальное — крохи и желание. «Красный маршрут» был хорош тем, что идеологически очень хорошо вписывался в китайскую культуру, но он хромает логистикой. Почему едут в столицы? Там есть не только культурные объекты, но и прямое авиасообщение. Был опыт Татарстана — они открыли чартер в Пекин из Казани: один раз он прилетел заполненным, а второй не набрали.

— То есть Ленин все же уже не тренд?

— Китайская молодежь далеко не вся проникнута «красной» идеологией. Это стереотип, что китайцы едут исключительно «на Ленина». Молодым людям нужна движуха, они хотят видовых локаций, чтобы сделать красивые фото, чтобы выставить в соцсетях, поесть в хорошем ресторане, купить товары. Китайцы, которые к нам приезжали, были в восторге от посещения «Аквамолла», набирали сумками парфюмерию и другие товары. Также им понравился музей гражданской авиации, они фотографировались на крыле самолета.

Однажды утром в одной из групп китайских туристов руководитель нам сказал: «Давайте сегодня не в музей?». Им достаточно одного «ленинского» места, а дальше нужно возить по красивым локациям, пляжам, термальным комплексам, покатать на гидроциклах, внедорожниках.

Но и здесь вопрос логистики. Вы прилетели из Пекина в Ульяновск, затем вас сажают на поезд, ночь едете, а потом из Москвы на комфортабельном «Сапсане» быстро добираетесь до Питера, а оттуда улетаете в Пекин. Найдите, как говорится, лишнее звено. Был бы супербыстрый поезд до Москвы, или чартер до Москвы — ситуация была бы иной. Но это все — удорожание, что отбивает желание у массового китайского туриста приезжать сюда. В теории все замечательно, но на практике возникает много вопросов.

— Получается, все не так радужно, как хотелось бы…

— Есть вариант акцентировать внимание не на столицах, а на соседних регионах. Но опять же, что лучше — выдержать в автобусе четырехчасовую дорогу или долететь за это же время до столицы?

Именно логистика диктует правила. У нас много туристов из Самары и Казани — потому что близко. К нам прилетает много гостей из Москвы и Санкт-Петербурга — потому что есть прямые рейсы. Так что «Красный маршрут» будет, его нужно правильно логистически продумать, возможно, запустить специальные поезда.

— Развитие внутреннего туризма привело к тому, что регионы начали конкурировать между собой. Чем Ульяновская область может выделиться для туристов?

— Беда всех регионов в том, что они не могут удержать у себя своих же жителей. Все едут к соседям. Сейчас тренд на экотуризм, самостоятельные путешествия — взял машину, остановился в кемпинге с красивым видом. Это модно и доступно. Так что небольшие турбазы и кемпинги домов на 5-6, чтобы сохранить камерность, приватность — это то, на что стоит обратить внимание.