Институт бизнес-омбудсмена подготовил очередной ежегодный Индекс административного давления. Несмотря на проблемы, сохраняющиеся «за кадром» нового закона о госконтроле, в целом качество контрольно-надзорной деятельности в стране за год изменилось к лучшему. Об этом в ходе всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей сообщил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Топ-10 регионов с наименьшим административным давлением в 2023 году выглядит так: Смоленская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Воронежская область, Республика Чувашия, Республика Крым, Вологодская область,

Помимо этого, за пять лет существования Индекса административного давления сложился определенный средний балл, который позволяет вывести лучшую двадцатку регионов за все это время. Он выглядит так: Удмуртская Республика, Ульяновская область, Республика Адыгея, Вологодская область, Республика Татарстан, Смоленская область, Республика Карелия, Челябинская область, Республика Калмыкия, Кемеровская область, Москва и другие.

В основу рейтинга по регионам положены три основных показателя: доля предупреждений в общем числе наказаний (чем больше – тем лучше); доля субъектов предпринимательства, подвергнутых контролю и надзору, в общем числе подконтрольных субъектов (чем меньше – тем лучше); а также доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий (чем больше – тем лучше).

– Уровень административного давления на бизнес за год снизился, – отметил Борис Титов. – Количество проверок очень значительно сократилось, на 70%. 292 тысячи против 976 тысяч годом ранее. А общее число контрольно-надзорных мероприятий (включая проверки) за 2022 год – всего 325 тысяч.

Исследуемые контрольно-надзорные органы стали больше использовать предупреждения. За год доля предупреждений в числе всех форм реакций по результатам контрольно-надзорных мероприятий выросла с 22,49% до 41,7%. Растет и доля профилактических мероприятий. Сейчас она составляет 68,4%, год назад было 43,85%».

– Благодаря новому закону о контрольно-надзорной деятельности количество мероприятий, не подлежащих согласованию с органами прокуратуры, сведено к минимуму, – продолжил Уполномоченный. – Последовательно продлеваемый в 2022-2023 годы мораторий на проверки распространен и на другие контрольно-надзорные мероприятия. С принятием постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 снизилась и проблема подмены проверок административными расследованиями (установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольно-надзорного мероприятия).

Общий размер административных штрафов в сфере экономики, по данным Росстата, в 2022 году увеличился на 23,6 млрд руб. и составил 53,97 млрд руб. Причина этого в том, что очень резко (с 1,8 млрд до 37,8 млрд руб.) вырос объем штрафов по трем статьям КоАП РФ: ст. 14.31 (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), ст. 16.1 (незаконное перемещение через таможенную границу) и ст. 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения и др.) Штрафы по остальным статьям, наоборот, снизились на 12 млрд руб.

– В то же время предприниматели отмечают рост административной нагрузки за рамками контрольно-надзорной деятельности, проводимой по закону №248-ФЗ, – напомнил Борис Титов. – Тут работают три фактора: усиление налогового контроля; подмена контрольно-надзорной деятельности правоохранительными органами (возбуждение уголовных дел следствием); а также расширение сферы действия государственных автоматизированных систем контроля, которые зачастую дублируют друг друга.