Депутат Гордумы Ульяновска Владимир Фадеев уволился с должности директора МКУ «Организатор пассажирских перевозок». Причины ухода не комментирует – этот вопрос попросил “оставить за чертой”. Именно созданное при экс-мэре Дмитрие Вавилине МКУ должно было провернуть в Ульяновске транспортную реформу – избавиться от частников с гнилыми “Газелями”  с переходом на автобусы средней и большой вместимости. Сейчас дальнейший процесс встал под вопрос – нужны большие деньги.  

Экс-мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин называл транспортную реформу Ульяновска “личным вызовом” и” персональным заданием по прошлому месту работы” (ранее Вавилин возглавлял Министерство промышленности и транспорта региона,- прим.ред.). Под это дело он создал специализированное МКУ  “Организация пассажирских перевозок”. В конце 2021 года структуру возглавил депутат Гордумы Ульяновска Владимир Фадеев. На учреждение возложили обязанности по контролю за работой городского автомобильного и электротранспорта, обновлению подвижного состава, ремонту инфраструктуры, связанной с пассажирскими перевозками, включая трамвайные пути и остановочные павильоны, регулированию тарифа, переводу перевозчиков на регулируемый тариф и на безналичную оплату проезда. Горвласть сделала ставку на государственный муниципальный транспорт и закупку 150 автобусов для ПТП-1.”Рассчитывать на частный бизнес больше не можем”, заявлял тогда Вавилин. 

В эффективности структуры усомнились спустя полгода. В мае 2022 года прокуратура внесла мэру представление – от главы Ульяновска потребовали регулярных маршрутов из центра в Заволжский район после 20.00 и наладить контроль МКУ со стороны Управления дорожного хозяйства. Тогда же власти признаки, что “из-за текущей обстановки” трехлетнюю программу по переходу с маршруток на автобусы средней и большой вместимости пришлось пересмотреть. Основной проблемой называли нарушение графика абсолютно всеми без исключения перевозчиками, в том числе ПТП-1.

В августе 2021 года Управление ФАС по Ульяновской области возбудило дело по признакам нарушения МКУ «Организатор пассажирских перевозок» закона «О защите конкуренции». К антимонопольщикам обратилась компания «Галекс и Ко» – частный перевозчике маршрутам № 28 и № 75. В жалобе отмечалось, что решение об изменении вида регулярных перевозок общественного транспорта было принято с нарушением сроков, оговоренных законом 220ФЗ. Заявитель также отмечал, что по всем маршрутам торгов НМЦК на три порядка ниже расчетной, и стоимость одного километра пробега разная по всем маршрутам, что «является установлением дискриминационных условий». Главное, на что обращал внимание заявитель, — это то, что требования к характеристикам транспортных средств установлены такие, что им могут соответствовать только автобусы «СИМАЗ», производимые в Ульяновске.

Помимо «Галекс и Ко» по поводу этих же аукционов в прокуратуру обратилась ИП Марина Юдаева (маршрут №38) с просьбой проверить законность аукционов, которые, на ее взгляд, проводились с нарушениями. По ее мнению, тем, что ее маршрут выставлен на аукцион, нарушены ее права, поскольку никаких замечаний к ней не было, а свидетельство на перевозки действует до 2028 года.

В итоге «Галекс и Ко» через суд лишили свидетельства на маршрут за неоднократные нарушения расписания. В то же время по аналогичному иску к перевозчику ИП Евгению Горелову (маршрут № 4) арбитражный суд в полном объеме отказал мэрии в удовлетворении иска. В лишении Юдаевой лицензии 11 апелляционный суд Самарской области МКУ также отказал.

Параллельно разборкам в УФАС на “Организацию пассажирских перевозок”  возбудили уголовное дело. Заключенные с перевозчиками контракты на перевозки по регулируемым тарифам повлекли за собой незаконное прекращение действия свидетельств перевозчиков, работавших ранее на тех же маршрутах.

В комментарии для редакции Фадеев говорит, что за время работы по переводу маршрутов с нерегулироемого на регулируемый тариф удалось выполнить около трети от плана. Основной проблемой в пробуксовке транспортной реформы депутат называет недофинансирование со стороны области. По мнению Фадеева, перевести город на современные, комфортабельные автобусы, как это сделано в Казани и Нижнем Новгороде, только за счет перевозчиков нереально:

– Говорят, что нам транспортная реформа не нужна. Но в таком случае предлагаю проехаться в час пик или вечером на “Газелях” и посмотреть, с каким трудом люди пытаются уехать. Чтобы решить проблему, нужно больше внимания со стороны властей – у отрасли большое недофинансирование (в какую оцениваетсясумму, Фадеев называть отказался, – прим.ред.)  Переход на регулируемый тариф позволяет выплатить перевозчику денежные компенсации, во-вторых, дает администрации право контролировать работу перевозчика. Но это как снимать головную боль таблетками, не ища основной первопричины болезни. Надеюсь, что реформа продолжится. Если не в этом году, то в следующем. Доля госпредприятий должна быть больше доли частников.

Обвинения в том, что МКУ своими исками о лишении лицензий душит перевозчиков, Фадеев назвал несправедливыми:

Прокуратура требует, чтобы МКУ выступало за наказание перевозчиков, чтобы учреждение чаще выходило в суды. Но на суде прокуратура просила пощадить перевозчиков, что для нас стало удивительным. У нас не было задачи задушить бизнес. Мы предлагали им перейти на регулируемый тариф, обновить состав, на что они сказали, что их всё устраивает, деньги зарабатываются. У нас еженедельно десятками поступают жалобы на тот же маршрут №38, который называют самым хорошим.

Сейчас Фадеев безработный. По предварительным данным, ему готовят статус советника мэра. МКУ в статусе и.о. возглавил Играм Эмиров, ранее работавший в должности начальника контрольно-ревизионной службы. СМИ приписывают, что он приходится родственником замгубернатора области Абдулгамида Эмиргамзаева. Эту информацию в пресс-службе администрации опровергают.