Историк-краевед и музыкальный библиограф Владислав Ястребов выпустил новую книгу «Мотыльки воспоминаний». Это девятая книга в краеведческой серии «В зеркале времени» (и десятая, если считать «Бог есть Любовь»). Издание представляет собой сборник воспоминаний и публикаций протоиерея Елпидифора Алексеевича Успенского – выпускника Симбирской духовной семинарии, более 50 лет прослужившего в церквях Симбирска.
Протоиерей Елпидифор Алексеевич Успенский родился 28 сентября 1838 года в селе Болобоново Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. В 1854 году окончил Алатырское духовное училище, в 1860 году – Симбирскую духовную семинарию. Учился прилежно и с удовольствием, к моменту окончания семинарии другой карьеры, кроме как священнической, себе не представлял и не желал. Службу начал в Тихвинской церкви г. Симбирска (сейчас на её месте находится гостиница «Октябрьская»), затем был перемещён к Владимирской церкви (находилась, примерно, между гостиницей «Венец» и входом в Ленинский мемориал, сейчас почему-то всё чаще называемый как «Ленин-центр»), спустя несколько лет – к Симбирскому кафедральному собору (находился примерно в центре нынешней Соборной площади, бывшей площади Ленина). Более 30 лет был настоятелем Николаевской церкви при Симбирском кадетском корпусе, вокруг здания которого ныне развернулись столь громкие баталии. 22 апреля 1890 года возведён в сан протоиерея.
В 1905 году по прошению уволился за штат и через несколько лет перебрался на жительство в г. Пятигорск, где к тому времени обосновались его дочери.
Свои тёплые, удивительно искренние и непосредственные воспоминания о времени, проведённом в Симбирской духовной семинарии, о церковной службе, об интересных людях, встретившихся ему на жизненном пути, о городе, ставшим родным и дорогим, Елпидифор Алексеевич написал уже будучи на Кавказе. Рукописи высылал в Симбирскую губернскую учёную архивную комиссию, к сожалению, видимо, они не все сохранились (а может быть, просто пока ещё не обнаружены). Он живо интересовался делами Симбирской епархии, оперативно откликался на различные события и публикации в «Симбирских епархиальных ведомостях», был постоянным автором этого издания. Последняя его заметка была напечатана в марте 1917 года. О дальнейшей судьбе Елпидифора Алексеевича, к большому сожалению, ничего неизвестно.
– Предлагаемые же нами в этой книге записки, как мы надеемся, представят читателям историю Симбирска с духовно-церковной стороны, приоткроют дверь в провинциальную священническую жизнь, службу, быт. Тексты Успенского поражают своей предельной честностью, в них жизнь священнослужителей и духовенства предстаёт без религиозного пафоса и приукрашиваний, без стыдливых умалчиваний о некоторых нелицеприятных вещах. Обычная повседневная приходская жизнь с её горестями и радостями, с маленькими чудесами, которые непременно встречаются на пути каждого христианина. Трогательные воспоминания наполнены любовью и тем духовным светом, которого порой так не хватает нам в современной действительности, – рассказывает Владислав Ястребов. – Особо хочу отметить, что впервые в серии «В зеркале времени» использованы цветные иллюстрации. Если этот эксперимент будет оправдан как с эстетической, так и с экономической точек зрения, мы постараемся сделать «цветными» и последующие наши издания.
– То есть в какой-то степени это – продолжение «религиозной» части серии «В зеркале времени»?
– Ну, это не «в какой-то степени», а на все 100 %. Мало того, забегая вперёд, хочу анонсировать ещё несколько книг на эту тематику, которые сейчас находятся в стадии разработки и формирования, и которые мы планируем подготовить к печати в ближайшие год-два. Это «Архипастыри Симбирского края», монументальное издание о жизни и деятельности всех глав симбирской (ульяновской) епархии (митрополии) за последние 190 с лишним лет. А также книги об известных симбирских протоиереях XIX в. Дмитрии Орлове и Алексее Баратынском, которые пока не имеют даже рабочих названий. Плюс небольшая, на абсолютно исчерпывающая, если не сказать «научно-искусствоведческая», работа под названием «Симбирские храмы в творчестве Д. И. Архангельского». Так что на месте стоять не собираемся.
– Как отреагировала Симбирская митрополия на выход ваших книг «Храмы Симбирска» и «Соборы Симбирска» ? (прим.ред.: книга «Храмы Симбирска» на прошлогоднем XVIIоткрытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу», проводимом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, была удостоена диплома в номинации «Лучшее справочное издание»).
– Понятия не имею. Мне никто не позвонил, никто не произнёс ни слов хулы, ни слов благодарности… Абсолютная тишина. Мало того, насколько я знаю, даже рецензия на книги, написанная для «Православного Симбирска», в последний момент была снята с публикации. Или я не мил, или книжки получились отвратительно богохульными. Симбирская митрополия меня «забанила»! Вот такие превратности судьбы, как говорила моя бабушка. Но на этом, как мне кажется, не стоит делать какого уж «противостоянческого» акцента. Книги вышли. Они безусловно нашли своего читателя. Отзывы, за редчайшим исключением, весьма и весьма благожелательны. А всё остальное… от лукавого!
– Нет пророка в своём отечестве? Как в вашей книге «Рок в кепке Ильича»? (так – «Нет пророка в своём отечестве» – назвалась одна из глав книги, прим.ред.)
– Точно. В начале 1980-х годов, в самый разгар «смутных времён», мне, как надеялись местные чинуши от идеологии и культуры, окончательно «перекрыли кислород»: перестали печатать в «Ульяновском комсомольце» и «Ульяновской правде», прикрыли музыкальную программу на «УКВ-стерео», заблокировали выход на телевидение, спровоцировали существенные проблемы на работе, отказывались издавать музыкальные библиографические пособия в помощь местным диск-жокеям, которые я, к слову, готовил абсолютно бескорыстно. А в это время в Москве, в Министерстве культуры СССР, вышли сразу две мои книжки – о вокально-инструментальных ансамблях СССР и эстраде социалистических стран. После того, как эти брошюры добрались до Ульяновска, я с нескрываемым интересом заглядывал в растерянные, ничего не понимающие глазёнки местных запретителей и… ликовал. Сегодня, спустя 40 лет, очевидно, что рок-музыка – явление мирового масштаба, удостоенное десятков тысяч книг и многих сотен фильмов. А где сейчас все эти запретители? И ведь удивительно, что сейчас уже практически нет людей, у которых слово «рок» вызывает паралич одновременно с остановкой дыхания. А в начале 1980-х это было сплошь и рядом. И я, убей меня, никак не могу стереть воспоминания об этом из своей памяти.
– Поговаривают, что вы готовите «Словарь мата»…
– Смешно. С такой интерпретацией я ещё не сталкивался. Я на самом деле уже многие годы подбираю материал для книги под условным (подчёркиваю это!) названием «Энциклопедия оскорблений». Это такой немного необычный справочник, из которого читатель сможет почерпнуть информацию об истории происхождения того или иного слова, которое человек применительно к себе или к другому может интерпретировать как оскорбление. Причём в книге будет не только вполне ожидаемая отборная матерщина, но и слова, сейчас уже забытые и полузабытые, которые на Руси воспринимались как оскорбления и сто, и двести, и триста лет назад. Ну, например, многие ли сейчас смогут членораздельно объяснить, что означают такие старорусские ругательства, как: свербигузка, фуфлыга, затетёха, куёлда, пыня или трупёрда? Разумеется, всё это будет сопровождаться морфологическими разборами, многочисленными примерами и цитатами из литературных произведений, кино, сериалов, песен, частушек и т. п. Также подумаем над соответствующими чуть шаржированными иллюстрациями. Подозреваю, что в результате может получиться вполне себе филологически-научное издание, которое найдёт своего умного, алчущего знаний читателя. Но, помятуя твою преамбулу, надеюсь, никто не будет воспринимать эту книгу в качестве пособия для оголтелых матерщинников. Хотя, чего уж там, большие поклонники безыскусных матерных конструкций найдут для себя в этой книжке много интересного! К большому сожалению, в ранней юности я и сам срамных слов не особо стеснялся. Правда, довольно скоро образумился.
– За несколько лет в серии «В зеркале времени» вышло девять книг. Какая-то совершенно нереальная производительность.
– Мамой клянусь, все (!) книги я готовлю сам при совершенно неоценимой помощи редактора Натальи Васильевны Бороденковой. Ну и конечно, есть масса людей, которые совершенно искренне и абсолютно бескорыстно нам помогают. Кто чем может: кто-то – информацией, кто-то – фотографиями, кто-то – советом, а кто-то и деньгами. Всем им я не просто благодарен, но и в конце каждой книги привожу список этих замечательных людей. Дай Бог им всем здоровья и долгих лет жизни.
Да, и маленькая поправочка. Всего с 2016 года вышло не 9, а 10 книг. В 2021 году в серии «Справочник меломана» вышла совсем уж узкоспециализированная книга «Прозвища музыкантов».
– Вы издаёте книги на свои деньги?
– И да, и нет. Несколько лет издавал исключительно на свои кровные. Но затем ситуация стала постепенно и благосклонно меняться. Например, «Храмы Симбирска» вышли под эгидой и на деньги Спасского монастыря (моя благодарность игуменье Сергии (Вотриной)), а воспоминания Ивана Андреева «Рядом с облаками (Зимовки на леднике Федченко)» и «Владимир Юрлов: исследователь, этнограф, мемуарист» профинансировало Ульяновское областное отделение Русского географического общества (моя признательность Игорю Игоревичу Егорову и Дмитрию Викторовичу Травкину). Ну а книги, которые мы выпускаем сами, имеют одну, но чрезвычайно значимую преференцию. Дмитрий Николаевич Облезин, директор ульяновского издательства «Мастер-Студия», которое выпускает все (!) наши книги, идя навстречу моим нескромным пожеланиям, делает небольшую отсрочку платежа. Правда, он настоятельно просил об этом никому не говорить. Так что пусть это будет нашим секретом!
– Ну и традиционное. Планы на будущее?
– Если уж совсем на ближайшее, то практически готова книга под названием «Зодчие Симбирска. Краткий справочник». Несмотря на незамысловатый подзаголовок, это весьма объёмное издание о людях, отстраивавших наш город в конце 18-го, в 19-м и в начале 20-го века. У нас же в основном в фаворе «тройка великих» – Шодэ, Ливчак и Вольсов. И это, в общем-то, справедливо. Не справедливо, что практически не известны ещё около полутора сотен архитекторов и инженеров, которым пока не была отдана должная дань уважения, ими безусловно заслуженная. Очень надеюсь, что до конца года книга выйдет.
Записал Семён Мукин