От ведущего.
Сегодня публикуем мои размышления о бренностях человеческого не всегда разумного бытия…
***
Из цикла «Мои недоумения»
Оставь цветок поляне!
Неподалеку от города Ульяновска есть рощица. Небольшая – из конца в конец пройдешь ее за полчаса.
Но известно: «Мал золотник – да дорог».
Много радости дарила мне рощица. Весной здесь из-под плотного слоя бурых прошлогодних листьев упрямо лезли самые первые грибы – забавные сморчки. В июне рощу буквально засыпал белый пух – это отцветали осины. В сентябре зачарованно любовался я разноцветьем ранней осени.
А зимой хороша была тихая лыжня, уводившая в заиндевевший мир… Словом, хороша была рощица. И с городом рядом – двадцать минут на трамваем. Тоже удобно.
А если на авто-то миг – и ты уже там…
Но именно это обстоятельство и сгубила очаровательный лесной островок.
Оставил я рощицу весной – чистенькую, нарядную, праздничную. Уехал в отпуск.
А навестив через месяц… О-о! Всюду огромные черные пятна – следы безжалостных костров. Рядом – бутылки, банки консервные и прочие следы «цивилизованного отдыха». Чем дальше, тем мерзопакостней была картинка. Кто-то с помощью топора расчищал место для палатки. На полянке – кучи мусора. На опушке по кустам висят какие-то драные лохмотья. И почти под каждым деревом – следы автопокрышек, пятна слитого машинного масла, ветошь, пропахшая бензином…
А милая, поросшая одуванчиками просека превратилась в разбитый большак…
В то субботнее утро разноцветными «тачками» битком набился лесок… Словно механизированное стадо вломилось под его сень, сминая траву, кромсая цветы и кустарники. Каждый водитель искал «свой» уголок, «свое» дерево, «свою» поляну. Располагались тут же у колес, боясь расстаться со своими мотокаретами. Примолкли птицы, попрятались зверушки…
Под вечер вся эта армада, рыча моторами, унеслась прочь – чтобы завтра, в воскресенье, повторить нашествие…
А истерзанный лес грустно перешептывался листвой… и тихо стонали раненые деревья…
***
Ясно, что в выходной сидеть по домам редко кто будет. Людям нужны солнце, воздух.
И цветы. И травы. И деревья. И щебет птиц. И чем живее этот щедрый мир природы, тем больше радости подарит он человеку. Кажется, предельно просто и понятно.
Тогда откуда же этот необузданный вандализм на природе? Что надо сделать уже сегодня, чтобы не оскудели завтра наши леса и луга, чтобы хранили они свою первозданную свежесть и обаяние?
Некоторые считают, что нужно усилить агитацию, разъяснительную работу среди населения. Но ведь со страниц газет и журналов, с рекламных щитов и даже со спичечных этикеток к людям обращаются бесчисленные призывы: не ломай деревьев, не разжигай, костров, не оставляй после себя мусор!
Однако от знакомства с прописной истиной – до усвоения ее как собственной внутренней убежденности – дистанция огромного размера. А мы сплошь да рядом считаем: есть плакатики – значит, все в порядке.
Завтрашние владельцы «тачек» сегодня еще бегают в школу. Слышат там они о насущной необходимости беречь природу? Нет, в школах не до того! Там своих, школьных хлопот – девать некуда…
Но вот вывезли летом детей прямо под бочок к природе. И уж тут, казалось бы, просто необходимо прививать навыки общения с природой, учить детей повседневному разумному контакту с ней.
Но чаще происходит обратное. Пылают кострища. Тащат охапки цветов и трав. Кусают комары – наломали веток, обмахиваются…
А почему так? По привычке. Считают – природа щедра. Традиция – вернуться из леса с букетом. Что тут такого странного? Нас мало, а цветов и лесов много!
Страна наша богата – пятая часть мирового леса растет у нас. Но ведь дерево растет медленно, а рубка увеличивается гол от года. Города растут на глазах. И это требует от нас непрерывного самоограничения в отношениях с природой.
Не обделен, кажется, лесами и наш регион. (В отличие, скажем, от соседского Саратовского).
Но пришла, пришла пора не только гектары, но отдельные деревца и кустики считать и беречь! Цветочки отдельные. Это не преувеличение.
Я помню, какими приятными в годы моего детства были берега малых речушек. Сейчас к ним не подберешься- сплошные заросли американского клена, всякой дурнины. И всюду метки: здесь побывал человек, не понимающий что он – сын ПРИРОДЫ. Он ею порожден – и именно он обязан ее беречь и лелеять, как матушку свою. НО – куда там! Он ее терзает, насилует, «пользует».
Человек – не бесплотный дух. Его следы на земле зримы и явственны. Прошел один – примята трава, прошла сотня – обозначилась тропка, собран букет – незаметна потеря, собрана сотня – не стало на земле очаровательной ромашковой поляны. Количество переходит в «качество» прямо на глазах.
Эти представления о новом положении вещей мы должны усваивать с детства. Миллионы ребятишек должны в обязательном порядке постигать непростую науку общения с природой – и на специальных занятиях, и в повседневной жизни…
Цветок на окне – хорошо, но на поляне – лучше. Хочешь изучать жизнь птиц – не лезь в гнездо, наблюдай в бинокль.Костер в России – известная традиция. Но почему ? Пора приучать к мысли, что высшее наслаждение природой – в созерцании ее. Тут небесполезно вспомнить, что, скажем, японцы не зря считают весьма серьезным делом такие, на наш взгляд, легкомысленные занятия, как созерцание всей семьей цветущей вишни или любование полнолунием.
Вспоминаю как с большим недоумением созерцала наш эковандализм моя знакомая японка – сотрудница телекомпании НЧК.
Она говорила прямо:
– Мы не понимаем почему у вас нет привычки уважать, почитать и беречь природу… Вы чаще всего используете ее – но не преклоняетесь перед ней…
А ведь люди – это дети природы…
Мне нечего было ответить ей…
Именно в часы созерцания и любования западает в душу ребенка зерно уважения к природе, благоговение перед ней. И если это чувство будет жить и нем постоянно, если оно станет нравственной основой взаимоотношений между человеком и природой, – последней бояться нечего.
Каждый из нас должен быть стражем природы. И от себя ее надо оберегать – для себя. Потому не обойтись и без мер предупредительных, охранных, запретных, наконец.
Кто-то может недоуменно пожать плачами: запрет – на пользование природой?! Да, непривычно.
Но в сибирском Академгородке – например – я видел висящие поперек пешеходных тропок в лесу такие таблички: «Ходить нельзя. Лес на отдыхе».
А вот в наших лесах и парках такого не встречал…
Хорошо известный в черте города «кирпич» должен появиться и на лесных дорогах. Возле автомобильного Тольятти этот знак в лесах уже есть. Помогает? Увы – не всегда. Точнее – почти не всегда… Но хорошо, что он хоть есть!
Однажды летом возле рязанского городка Спас-Клепики встретил я вспотевшего паренька с полосатым жезлом в руках…
Познакомились. Юрий Фуфаев, студент-лесотехник, отчаянно воевал с владельцами «тачек», не пускал их к озеру, берега которого, кстати, без того до предела были захламлены. Несмотря на героические усилия Юрия, невзирая на знаки и шлагбаумы, автомобили рвались к озеру…
Вывод: надо срочно установить четкие правила пользования природой, дать информацию, поставить указатели – где можно остановиться на ночлег, где разрешается собрать хворост для костра…
Был я как-то на далеких Соловках. Тут правила, регламентирующие отношения человека с природой, встречают туриста сразу у трапа теплохода.
А в густонаселенной Центральной России таких правил и предписаний не доводилось встречать. Только абстрактные декларации, вроде: «Лес – богатство страны», «Не курить». А ведь нужна и доходчивая пропаганда бережного отношения к нашим лесам, и четкие правовые акты, регламентирующие эти отношения.
Кому заняться этими проблемами? Наверное, всем нам. Конечно же, работникам лесного хозяйства, местным муниципалитетам, их депутатам.
Прежде всего, конечно, необходимо строго следить за соблюдением закона об охране лесов. В свое время были приняты решения об усилении материальной ответственности за поломку кустов, за порчу (а не только рубку) деревьев, разорение муравейников.
Я не знаю, как изменить наше, прямо скажу, варварское разорительство природы. Думаю, наше отношение к ней – это часть нашей общей культуры, часть нашего мировоззрения. Мы как-то лихо умеем собираться в кучи, маршировать по поводу и без повода, хором кричать лозунги, проводить какие-то бесконечные «мероприятия» – и так далее. Короче, народ к массовкам готов.
Но готов ли он замереть перед красотой цветка на поляне – и не сорвать его во имя своей блажи?
И последнее. Как-то на холмах возле вырубленных лесов близ Старого Русского Маматкозино увидел я некое чудо. Цветок красовался на полянке. Цветов тогда было множдество – но этот!? Красавец, на высоком стебле, с горделиво висящими на нем малиново-пестристыми кудряшками.
Я не раз прибегал побыть рядом с этим чудом природы. Я не знал его имени, теперь знаю: саранка. Этот чудный цветок до сих пор озаряет мое голодное, крайне бедное – но такое счастливое детство…
Хотя народное имя цветка: «Царские кудри» – мне кажется к нему подходит более.
– Гляньте, кудри-то поистине царские!
***
И в завершение – несколько стихотворных строк.
Жан Миндубаев.
БЛАГОДАРНОСТЬ?
И все е парадокс непостигаем…
Устав от повседневной суеты
Очистить свои душ убегаем
В леса и горы… К морю. И в цветы…
К груди родной природы припадаем –
Единственной, таинственной, родной…
И дышим снова И живем. И знаем –
Вновь отрастаю крылья за спиной…
И лечимся. И крепнем. Оклемались…
Вперед рванулись время теребя….
А что природе-то от нас досталось?
Что подарили мы-то ей, любя???