В Театральном сквере продолжается археологическое обследование раскопанной старой кирпичной кладки. Ранее краевед и глава привлеченной для архобследования организации ООО “Центр археологических исследований Симбирская старина” Александр Вискалин отмечал, что находка относится к дому, построенному ранее 1779 года. На самых старых картах объект отмечен как магазин с подвальным помещением. Спустя несколько недель выяснились новые подробности: здание построили во рву Засечной черты, которая в этом месте примыкала к Симбирскому кремлю. Пугачева там не было – его держали в другом здании.

После 1715 года Засечная черта перестала использоваться в качестве укрепления, после чего люди стали строить на этом месте дома. По словам Вискалина, сейчас территория законсервирована, сами работы начнутся через несколько недель после получения лицензии.

– Дом был построен во рву Засечной черты. Отсюда мы и видим такое странное направление объекта – он поперек всех существующих домов. Делаем вывод, что он возник после того, как Засечная черта перестала использоваться в качестве укрепления в 1715 году, когда войска были переведены на юг. После этого все стало застраиваться домами. Сейчас пока все законсервировано, ждем одобрения заявки на проведение работ, это займет еще несколько недель. Мы уже приблизительно наметили фронт работ, обследовали стенки траншей.

Еще одна важная деталь, которую Вискалину удалось выяснить, – Пугачева в найденном доме не держали, ранее размещенная на драмтеатре табличка становится недостоверной.ф Держали его в другом строении – на первом этаже дома Пустынниковых, который размещался на бывшей территории суворовского училища.

– В свое время на Драмтеатре висела табличка, что там Пугачев размещался. Мы нашли публикацию Ивана Сивопляса, который занимался этим вопросом и считал, что эта табличка неверная. Пугачев был во дворце купцов Пустынниковых, который располагался на территории бывшего суворовского училища. Поэтому ареол с обнаруженного в театральном сквере дома уходит, ничем конкретным он не прославился.

Как мы писали ранее, если выяснится, что здание сохранилось хорошо, архитекторам и властям предстоит принять решение, в каком виде законсервировать объект. По мнению Вискалина, нет смысла прятать здание под стекло – смотреть в разрушенном здании особо нечего: “Нет смысла прятать его под стекло и смотреть через него на кирпичи. Кирпичи они и есть кирпичи, фундамент он и есть фундамент”. По словам собеседника редакции, после раскопок объект можно засыпать песком, заасфальтировать территорию и продолжить благоустройство сквера, но уже с учетом наличия на ней исторического объекта.

Фото: Симбирский Шугожор