Ситуация с нестационарными торговыми объектами в Ульяновске по-прежнему острая. Киоски ставят на тротуарах, зачастую из-за этого людям сложно подойти к остановкам. В Киндяковке и Засвияжье из-за обилия разномастных НТО районы местами похожи на большой базар. Периодически о стройке торгового павильона во дворах жители узнают только после того, как появляется ограждение с паспортом. Жалобы в администрацию уже не помогают: бизнесмены узаконивают земельные участки. Местные власти обещают навести порядок с киосками и привести их к единому виду, но пока дальше слов дело не идет.

Историю о «сомнительном строительстве» в Завияжье рассказал ульяновец Михаил. По его словам, на улице Рябикова на протяжении нескольких месяцев идёт стройка на месте торговых рядов и внутриквартального проезда. И если раньше это можно было бы считать обустройством новых НТО, то сейчас становится ясно, что это стройка нового торгового центра, причем с освоением дороги.

— Эпопея с этим местом началась в 2000-х. Сначала на Рябикова 80А здесь построили магазин «Прока». Спустя несколько лет он стал «разливайкой», потом закрылся. Рядом, на пустыре недостроя, открыли ТЦ «Айсберг». Вокруг этих зданий начала появляться стихийная торговля с машин и палаток. В 2021 году вблизи «Проки» построили, по внезапно законным разрешениям, группу НТО — их поставили на учёт с тем же адресом, Рябикова 80А. А сейчас, по-видимому, землю и под зданием, и под НТО выкупили и объединили для строительства. В этот же участок, по неведомой причине, вошёл и внутриквартальный проезд к Рябикова, 74 (Магазин №56). По моему мнению, это растянутая схема с выделением микроучастков с целью дальнейшего объединения, — говорит Михаил.

На паспорте объекта указано, что идёт реконструкция здания магазина, по факту же — новое строительство на месте снесённых НТО. Местные жители говорят, что они против стройки. Новый ТЦ закроет свет в квартирах в близлежащих домах, как минимум, до третьего этажа. Люди рассказали, что городские власти 20 лет не занималась этой территорией: из-за торговцев здесь был шум, мусор, антисанитария. Год назад администрация перекрыла проезд возле ТЦ «Айсберг» бетонными клумбами, что вызвало недовольство жильцов и продавцов. Через пару дней вернули всё обратно. Власти давали обещания открыть здесь сквер или детскую площадку, но торговля победила.

Ещё одна типичная «торговая» история — на перекрестке Рябикова и Кузоватовской, а также остановке «Универсам». В начале нулевых здесь стояли киоски, после они разрослись до минимагазинов с узаконенным захватом части пешеходной части. На остановке «Кузоватовская» в итоге вместо широкого двухметрового тротуара осталось полметра у дороги. Люди вынуждены ходить по выщербленому цементу с лужами от кондиционеров и грязью. По словам местных жителей, здесь каждую зиму ломают ноги и руки не меньше десяти человек, потому что тротуар никто не чистят.

Также у торговцев популярна схема: покупается или арендуется киоск, но его используют только для хранения товара. Продажа всё равно ведётся с прилавков или ящиков, поставленных на тротуар или даже приваренных к ограждениям.

И таких историй в Ульяновске огромное множество. Яркий пример – киоск на улице Железной дивизии, из-за которого тротуар остался шириной всего в полметра. Бывает, что справедливость торжествует. Например, в прошлом году засвияжцы пожаловались на ларёк, который стоял впритык к остановке «Кузоватовская». Из-за него не были завершены работы по установке остановочного павильона. Этой весной киоск снесли, правда, остановку с крышей и лавочкой, как положено, так и не обустроили.

За разрешение ситуации с хаотичными НТО власти брались не раз. Проводили их инвентаризацию, разрабатывали проекты приведения к единому облику, но пока безуспешно. Последний такой проект обнародовали в марте нынешнего года. Губернатор Алексей Русских тогда заявил, что в Ульяновске много НТО “типа сарай, ужаснейших и страшных”. И предложил разработать 2-3 типовых проекта для размещения, а существующие вычищать.

Последняя инвентаризация показала, что в городе насчитывается 1355 нестационарных торговых объектов, 153 НТО стоят на инженерных сетях, еще 322 находятся в охранной зоне сетей. Компания “Т Плюс” выявила 128 случаев размещения НТО в охранных зонах трубопроводов. В течение прошлого года в Ульяновске демонтировали 330 самовольных объектов, 57 из них находились в охранных зонах различных инженерных сетей и были установлены без согласования с администрацией. За инвентаризацию взялись после крупного ЧП в Засвияжье, когда из-за порыва на теплосети несколько микрорайонов остались без тепла и горячей воды. Чтобы добраться до места аварии на улице Промышленной, энергетики демонтировали пять торговых павильонов на рынке.

– Сейчас заключен контракт между мэрией и индивидуальным предпринимателем по проекту выработки единого дизайн-кода для НТО. После утверждения он будет вынесен на общественное обсуждение, – уточнили в городской администрации.

Отдельная проблема – стройки, которые пытаются инициировать во дворах домов. В прошлом году жители отстояли двор дома 2а корп.1 на улице Александра Невского: прямо под их окнами начали возводить магазин. О том, что кто-то что-то хочет строить, люди узнали только после начала вырубки деревьев. На защиту встали всем миром, попросили помощи у депутатов и юристов.  Но такая история вполне может повториться, и в главной зоне риска – дворы пятиэтажек, расположенные вдоль оживленных трасс и дорог: Московского шоссе, улиц Хрустальной, Варейкиса и прочих.

— По действующему в Ульяновской области законодательству установить просто так нестационарный торговый объект нельзя: он должен быть сначала внесен в схему размещения НТО, которая утверждается региональными и городскими властями, с учетом дополнений и изменений. В противном случае это самозахват, и НТО должен быть демонтирован в кратчайшие сроки. Но здесь есть другой аспект. Многие жильцы думают, что двор их дома принадлежит им. Но в большинстве случаев «их» — это земельный участок, на котором расположен дом и максимум 1-2-метровая территория вокруг. Сомнения может развеять Кадастровая карта, где границы обозначены точно. А потому для многих становится неприятным сюрпризом, когда в их уютное дворовое пространство приходят застройщики с оформленными правами на участок. Зачастую к узакониванию этой земли бизнесмены идут несколько лет, — говорит юрист Константин Толкачев.

По его словам, защитить двор поможет полноценное объединение жителей в ТОС, который указывает свои «географические границы» и постепенно эту территорию благоустраивает, «столбит» за собой. Тогда двор будет земельным участком, который передан на ограниченных правах ТОСу. И это главная защита от нежеланных застройщиков.

Если же придомовая территория многоквартирного дома принадлежит собственникам квартир (то есть, соответствующий земельный участок в надлежащем порядке образован, определен его размер и границы, он поставлен на государственный кадастровый учёт), по закону жители могут сдать часть земли в аренду под торговлю или бытовые услуги и получать за это деньги (ст. 209 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ). Для такого решения необходимо соответствующее решение собственников многоквартирного дома, согласование ГУ МЧС России по Ульяновской области и УГИБДД УМВД России по Ульяновской области. При отсутствии решения собственников и указанных согласований размещение на территории МКД торговых объектов незаконно, и жители могут его снести в установленном законодательством порядке.

– Если собственник помещения в многоквартирном доме не согласен с решением общего собрания об установке торговых объектов, то, в соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, в случаях, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия такого решения, и при этом нарушены его права и законные интересы, он вправе его обжаловать. Для этого нужно в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении, подать заявление в суд. Муниципальные власти не могут запрещать торговые точки на земле, принадлежащей жильцам многоквартирного дома, – пояснил начальник государственно-правового управления Алексей Преображенский.

Материалы комментируем в нашем Телеграм-канале.