Текст и видео, присланные Антоном Юрьевичем Шабалкиным. Добавил к этому материалу лишь несколько исторических фотографий: закладка, строительство и открытие моста через Волгу в Симбирске.
* * *
15 ЛЕТ УТРАТЫ ПОСЛЕДНЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЛЕ́ТА СТАРОГО МОСТА ЧЕРЕЗ ВОЛГУ
К сожалению, в 2003-2008 годах от старого моста – творения профессора Николая Аполлоновича Белелюбского – не осталось ничего. Замена пролётов по причине «усталости металла» – обычное дело в практике мостостроителей. Однако и краеведы, и рядовые ульяновцы очень надеялись, что хотя бы один пролёт будет сохранён для истории. Об этом говорилось и дома на кухнях, и в высоких кабинетах.
2 марта 2008 года краевед Вячеслав Николаевич Ильин писал в открытом письме:
«[…] Этот пролёт должен быть сохранён и установлен в доступном месте как памятник отечественной технической мысли и технологии, как памятник русским учёным, инженерам и рабочим. И в этом качестве он может долго служить городу и стране, доказывая, что и у нас могут сохранять и беречь создания материальной культуры без указки вышестоящих организаций или по примеру иных стран».
Шанс был упущен. 20 июня 2008 года – последний пролёт моста демонтировали и транспортировали в речпорт «Королёвка». При этом присутствовал и фотографировал Вячеслав Николаевич Ильин, так много ратовавший за сохранение пролёта для истории как памятника. Но в очередной раз исторический объект сохранить не удалось из-за традиционно вредительской позиции областного и городского руководства.
25 июня последний пролёт сбросили с эстакады на берег с 15-метровой высоты (См. видео). Изящные конструкции превратились в груду искорёженного металла. При падении этой громады весом 1598 тонн железо со страшной силой рвало само себя: одни клёпки срезались, как масло, другие – вытягивались, как пластилин. 30 июня 2008 года – остатки последнего пролёта были разрезаны и вывезены.
СТАРЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ПРЕКРАТИЛ СВОЁ СУЩЕСТВОВАНИЕ в юбилейном году для города (ему тогда исполнялось 360 лет) и самого моста (95 лет со времени закладки).
В 2009 году, когда сочиняли имя для нового моста, старый окрестили «Императорским». Хотя, фактически, от прежнего красавца-моста остались лишь немногие фрагменты, чертежи, фотографии, полотна и рисунки художников и… память.
А.Ю. Шабалкин
Видео:
Николай Аполлонович Белелюбский – профессор, мостостроитель, автор проекта моста через Волгу в Симбирске.
Закладка моста через Волгу в Симбирске. 3 марта 1913 года.
«[…] Церемония закладки была обставлена весьма торжественно, в присутствии тысячной толпы горожан и жителей заволжских слобод. Строительным управлением было приглашено много почетных гостей, из коих присутствовали: начальник губернии А.С. Ключарёв, председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги кн. М.М. Долгорукий, инженерный состав […] с главным инженером Курдюмовым и строителем моста Цишевским, […] и многие другие. […] На молебствие, которое совершалось внутри установленного кессона № 6 у острова Середыш, принесена была с крестным ходом высокочтимая икона Неопалимой Купины из церкви пос. Куликовка. Преосвященный Вениамин окропил св. водою место закладки первого камня, затем им был оглашен текст надписи на серебряной закладочной доске. […] Первый камень был положен епископом Вениамином, второй – симбирским губернатором А.С. Ключевым […]».
«Симбирянин», 5 марта 1913 г.
Продольный профиль подхода к мосту. Фрагмент чертежа.
«Постройка железного моста через реку Волгу у гор. Симбирска». Общество Волго-Бугульминской железной дороги.
Строительство моста через Волгу в Симбирске.
«Сооружение моста «Свободы» через Волгу у г. Симбирска и аркады. Снимки с работ 1913-1917 г.». Общество Волго-Бугульминской железной дороги.
Строительство моста через Волгу в Симбирске.
«Сооружение моста «Свободы» через Волгу у г. Симбирска и аркады. Снимки с работ 1913-1917 г.». Общество Волго-Бугульминской железной дороги.
Строительство моста через Волгу в Симбирске.
«Сооружение моста «Свободы» через Волгу у г. Симбирска и аркады. Снимки с работ 1913-1917 г.». Общество Волго-Бугульминской железной дороги.
Молебен перед открытием железнодорожного моста в Симбирске 5 (18) октября 1916 года.
Журнал «Искры», 1916 г., № 46.
Открытие железнодорожного моста в Симбирске 5 (18) октября 1916 года.
Журнал «Искры», 1916 г., № 46.
«5 октября текущего года – великий день для Симбирска. Этим днем открывается новая эра жизни нашего края […] Симбирск покончил с тупиком на пути блестящего его экономического развития, став отныне на Великом симбирском пути между Владивостоком и первопрестольной столицей […]».
Мы безмерно счастливы, что являемся первыми зачинателями новой истории, продолжение которой передадим нашим наследникам. Это они пожнут плоды трудов тех, кто положил начало новой истории…
«Симбирянин», 7 октября 1916 г.
Железнодорожный мост в Симбирске.
Журнал «Искры», 1916 г., № 46.