Московское архбюро “Новая земля” разработало для Ульяновска концепцию туркода для исторического центра (~99 га). Объемы территории подгоняли специально под конкурс на получение федеральных средств – это 250 млн рублей. Среди новых объектов разработчики нарисовали Ульяновску новую красочную навигацию, МАФы, но никаких “капиталок” город не получит. Архитекторы на градсовете раскритиковали яркие цвета и не увидели идентификации с Ульяновском. Помощник губернатора по архитектуре Ольга Мельникова и директор Агентства по туризму Денис Ильин, наоборот, считают, что упускать очередную возможность привлечения средств нельзя. Главное тут – не картинки, а все-таки деньги.

В 2022 году Ульяновск не вошел в топ-31 городов-победителей конкурса “Лучших проектов туристического кода центра города” из-за недостаточно проработанных визуальных решений и отсутствия четкого позиционирования. Разработка концепции развития центральных городских площадей (Ленина, Соборная) и эспланады для повторного участия в конкурсе стартовала в мае 2022 года. Как заявляет помощник губернатора по архитектуре Ольга Мельникова, полнообъемная реализация обойдется более чем в 700 млн рублей, поэтому была поставлена задача по привлечению дополнительных инвестиций. Так, на уровне федерального центра запущена мера поддержки, направленная на обустройство туристической среды. Обязательным условием участия является наличие кварталов исторической застройки на площади до 100 га с объектами туристического притяжения.

Для привлечения средств на обустройство турсреды московское бюро «Новая земля» разработало концепцию туркода в утвержденных городом границах «исторического центра», это около 99 га. Мельникова отмечает, что смена разработчика с “Мегабудки” на “Новую землю” потребовала чёткого контроля за преемственностью и передачей заложенных ранее в проект смыслов и идей, но, с другой стороны, у преемников уже имеется детально проработанная концепция.

В случае победы в конкурсе в границах «центра» установят преимущественно «мобильные» объекты туристской инфраструктуры: элементы освещения, малые архитектурные формы,  фото-зоны и арт-объекты; точки проката и др.

– При этом важно не просто создать удобную навигацию для туристов, пространства для отдыха, обустроить смотровые площадки, санитарные зоны. Неотъемлемой частью работ является поиск и создание уникального кода для городов и сёл. Дизайн-код необходимо интегрировать деликатно, с бережным отношением к культурному наследию, подчеркивая целостность и характер каждого поселения, – заявляет Мельникова.

 

 

Концепцию туркода для исторического центра представили на заседании Градсовета. К единому мнению пришли не во всех моментах.  Много споров у архитекторов вызвало стилевое и колористическое предложения по навигации. Эксперты попросили разработчиков рассмотреть использование более «сложных» цветов. Звучали предложения по расширению границ «исторического центра» – включению в них портовой территории и решения вопроса с фуникулером. Однако решить вопрос благоустроенного спуска к Волге в рамках формируемой заявки не получится.

– Вопросу «возрождения» речного туризма сегодня уделяется достаточно большое внимание со стороны Правительства области. И, безусловно, доступный и благоустроенный спуск к Волге городу необходим и решать эту задачу нужно.  Но нужно четко понимать, что в рамках формирования заявки по туркоду центра города решить её мы не сможем, – заявила Мельникова.

Публикуем основные предложения концепции с комментариями Мельниковой.

БРЕНДИРОВАНИЕ НАВИГАЦИИ (указатели | инфостенды | афишы)

“На мой взгляд, предложена отличная идея по привлечению внимания туристов к двум ключевых архитектурным слоям исторического центра – «наследие дворянства» и «советский модернизм». Именно эти «ниточки» ведут к двум контрастным эпохам, сменившим одна другую, но при этом органично сосуществующим в самом сердце города.
Это то, чем отличается Ульяновск. Это то, что можно и нужно подчеркивать”

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБЬЕКТЫ

“Само предложение по размещению интерактивных объектов мне симпатично как минимум своей сутью. Интерактив популярен сам по себе и точно не останется без внимания прогуливающихся жителей и туристов, глаз которых всегда ищет новые формы развлечения. Предлагаемые к установке объекты будут погружать прохожих в историю уникальных фактов, знакомить с известными и выдающимися персонами эпох Симбирска и Ульяновска, рассказывать о традиционно развитом в субъекте промышленном комплексе и природном потенциале”

ИНЫЕ ОБЪЕКТЫ

В заявку планируется также включить:
⁃ ТИЦ (туристско-информационный центр) с кафе и прокатом, совместив его с функцией «городской гостиной» в сквере Языковых;
⁃ стереоскопы («бинокли в прошлое»);
⁃ замену вывесок и адресных табличек;
⁃ установку урн, скамеек, велопарковок и др.

Архитектор Кирилл Штемпель считает, что в представленной концепции туркода не идентифицируется Ульяновск, грантовые деньги направят   на “украшательства” для привлечения туристов:

– Я не понял, какие смыслы заложены в этой концепции. Было показано достаточно много анализа, который сделали грамотно, но для жителей города он в принципе очевиден. Ничего нового мы не узнали. С точки зрения предлагаемых решений есть определенный набор МАФов, которые могут быть интересны, но вопрос в том, насколько качественно их сделают. Те решения, которые представили в визуализировали, на мой взгляд, не очень хорошо ложатся на ульяновский контекст: не хватило какой-то идентичности, все решения типовые. Такое могли представить и в любом другом городе. Ничего уникального, присущего только Ульяновску в проекте я не увидел. Относительно предложений по навигации они слишком броские, яркие и вызывающие. Некоторые не очень правильно воспринимают работу по туркоду: это не благоустройство территорий, а комплекс мероприятий для привлечения туристов. На выделяемые средства никаких капобъектов не будет, задача проекта нацелена на “украшательство”.

Директор Агентства по туризму Денис Ильин разъяснил, что концепция получения федеральных средств на туркод “нарисована” на 250 млн рублей и, учитывая масштаб, не все из нее удастся реализовать. Главное – не картинки, а получение финансирования, говорит Ильин:

– Мы уже полгода занимаемся созданием этой концепции с “Новой землей”. Есть механизм, за счет которого можно получить федеральные средства, где есть правила, которые гласят, что региону нужно принять свой туркод, сделать мастер-план, определить территорию не более 100 га и сформировать заявку. Мы в прошлом году подавали документ и хотели получить субсидию на ул. Ленина, но в этом году решили переиграть, т.к. в начале года “Мегабудка” разработала проект реновации двух эспланад, в этой логике мы решили использовать их наработки. Так как их было недостаточно для заявки, то администрация Ульяновска привлекла “Новую землю” для разработки мастер-плана. Не все предложенные “Мегабудкой” решения будут реализованы, т.к. их стоимость превышает несколько млрд рублей. Исходя из опыта, регионы получали порядка 250 млн рублей, поэтому мы рисовали концепцию под эту сумму. Конкурсные процедуры по туркоду будут меняться, скорее всего, средства будут выделяться в рамках единой субсидии. С точки зрения визуала я не прокомментирую, так как есть более опытные эксперты. Все замечания и предложения, озвученные на Градсовете, учтут в проекте. Самое главное – даже не эти картинки веселые, а получение финансирования. Как бы не была красиво разрисована презентация, на все это все равно средств не хватит. Но выделенные деньги дадут возможность начать осуществление запланированного, но без капитальных работ. Мы преследуем цель получить средства на установку МАФов и улучшение вида центральной исторической части города. Дальше ее надо будет добивать через ФКГ”) (“Формирование комфортной городской среды”) или БКД (“Безопасные качественные дороги”). Одной программой туркода проблему не решить, она закроет ее лишь на 20%.

Главный архитектор института «Улъяновскгражданпроект» Владимир Сергиенко говорит, что представленный проект по разработке туристического кода “сделан достаточно профессионально, с этим можно работать дальше….».

Член регионального отделения Союза архитекторов России, архитектор архитектурной мастерской О. М. Владимирова Ирина Владимирова считает, что в проекте туркода “нет айдентики, нет ничего, что напоминает Симбирск-Улъяновск, слишком яркие цвета, примитивные формы, детский сад».

Архитектор Михаил Богатырёв называет работу “цельной и крепкой”: «Если мы хотим воспитать культурное поколение можно и нужно это делать маленькими шагами. Этот проект – один из таких шагов».

Член регионального отделения Союза архитекторов России, архитектор, художник Дмитрий Нецветаев считает, что в концепцию необходимо включить культовый туризм и учесть национальные праздники. Необходимы «токи» остановок туристов в знаковых местах города»

Материалы комментируем в нашем телеграм-канале