Водителя освободят от наказания за нарушение правил, если перед камерой, которая зафиксировала его, не было предупреждающего знака. Но произойдет это не раньше 2024 года. Когда вступит в силу соответсвующий закон, а также будут приняты необходимые поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
А пока водителям приходится отвечать за выявленные таким способом нарушения, депутаты обращаются в правительство с предложениями камеры все-таки обозначать. Так, например, депутат фракции “Новые люди” Антон Ткачев сообщил об отправке премьер-министру России Михаилу Мишустину предложение зафиксировать в законодательстве необходимость установки предупреждающего знака перед каждым передвижным комплексом фотовидеофиксации нарушений ПДД. По его мнению, сейчас такие знаки размещают перед стационарными камерами, а вот передвижные периодически не обозначены.
Белая табличка со схематическим изображением камеры фотовидеофиксации хорошо знакома всем российским водителям – это верная причина снизить скорость. Информационный знак обозначает скорую встречу с камерой фотовидеофиксации нарушений ПДД, избежать кары от которой можно только одним способом – не нарушать правила. С 2021 года в Правилах дорожного движения было прописано требование устанавливать такой знак о контроле скорости за 150-300 метров вне населенных пунктов. А в случае с населенным пунктом – просто устанавливать на въезде в него. Так в Москве разом сняли несколько сотен табличек, поскольку столица чрезвычайно богата комплексами фотовидеофиксации, о наличии которых ранее предупреждали практически на каждом столбе. Теперь – нет. Вместо 700 информационных знаков в Москве добавили 50 новых на въездах в город и тем самым закрыли вопрос с исполнением поправок к ПДД.
Что происходит в Московской области: еще в начале 2020 года в этом регионе ушел в прошлое один из видов комплексов фотовидеофиксации – так называемые “треноги”. Вместо них применяются передвижные комплексы нового типа. Они построены на унифицированной платформе, на базе автомобилей с единой яркой цветографической схемой, что делает такие посты контроля хорошо заметными на дороге, и способствует предупреждению нарушений со стороны водителей. И перед всеми передвижными комплексами в Московской области установлены знаки 6.22 – “Фотовидеофиксация”.
Еще в 2021 году оператор подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения “МВС Груп” отчитался, что по итогам совместной с ГИБДД проверки было установлено более двух тысяч новых предупреждающих знаков на трассах и въездах в города и деревни. В пресс-службе компании пояснили, что передвижные комплексы работают в течение месяца исключительно в местах, указанных областным ГИБДД, после чего комплекс перемещается вместе со знаком “Фотовидеофиксация”.
Однако строгое следование букве закона принято, увы, не везде. “Постоянные” камеры на столбах пометили все, а вот с передвижными комплексами, теми же треногами, которые еще есть в некоторых регионах, случаются недопонимания. Выставить камеру – выставили, а о табличках, информирующих водителя, не подумали. Или забыли. Презумпция невиновности не позволяет предположить, что кто-то умышленно не предупредил водителя о скором появлении на его пути прибора, контролирующего соблюдение Правила. Дабы на корню такой исход предупредить, фракция “Новые люди” и предложила законодательно закрепить требование устанавливать информационный знак перед подвижными установками контроля скорости, а в случае отсутствия оного считать штраф недействительным.
Но напомним, уже с 1 сентября следующего года вступят в силу поправки в законодательство, в которых прямо прописан запрет на использование камер без предупреждающих знаков. В таких случаях полученная с комплексов информация не сможет использоваться для привлечения к ответственности.
К сожалению, одних этих поправок маловато. Необходимо вносить и изменения в Кодекс об административных правонарушениях. И такие поправки были внесены в Госдуму сенаторами Андреем Турчаком, Андреем Клишасом и Ириной Рукавишниковой. В частности, в статье 24.5 КоАП предлагается закрепить, что нарушение этих требований и порядка исключает производство по делу об административном правонарушении. Но когда эти поправки будут приняты – пока неизвестно. А сейчас у судов практика единая: выявлено нарушение – штраф.