Почему «территория БРИКС» уместна именно в Среднем Поволжье? Что общего между айти-сферой, экологией и дружбой народов? Какой должна быть российская «Силиконовая долина»? Корреспондент «РГ» беседует с Русланом Витрянюком — российским продюсером, режиссером, членом гильдии продюсеров России, президентом «Международного фонда незрячих», кандидатом политических наук, уроженцем Ульяновска.

Руслан, вы человек, делающий проекты, которые трудно укладываются в голове. Как можно было быть кинопродюсером, будучи незрячим, я до сих пор не понимаю. Скажите, а что это за проект, который вы озвучили недавно в одном из интервью — БРИКС-СИТИ? Что это за история такая?
Руслан Витрянюк: Вы правильно формулируете. Я всегда говорю: главное — это история. А в истории главное — это правда, а еще мечта. Меня жизнь периодически выводит на такие истории и, если меня цепляет, я как продюсер не могу пропустить это мимо, хочу стать ее участником, донести эту историю другим людям. Обычно это реализуется в сфере кино или общественных мероприятий. Но тот проект, про который вы спрашиваете — это новое направление для меня.
Дело в том, что я с одной стороны являюсь «человеком мира», жил в большом количестве стран, а с другой стороны люблю свою Родину, ее сокровенную душу, глубоко чувствую драму ее исторического бытия. Для меня сравнение Родины и матери — не пустой звук, прожив столько лет заграницей, я как никто другой понимаю это. И мне давно хотелось сделать что-то существенное для своей Родины, что-то нужное и материальное. Как подарок самому близкому человеку.
В общем у меня давно был этот запрос, и вот в сентябре 2021 года мы совместно с федеральным агентством «Росмолодежь» и правительством Ульяновской области провели молодежный лагерь БРИКС в экопарке «Русский Берег» на территории моего друга — Сергея Лаковского. Сергей — идеолог этого проекта, у него своеобразное, незашоренное мышление и многомерное ощущение реальности. Мы прокачали с ребятами идею создания международного города-парка на Волге, территории дружбы и настоящего гостеприимства, территории общения свободных творцов из разных концов мира. Тогда же молодые лидеры из стран БРИКС и заложили символический камень в основание будущего города, и дали ему название — БРИКС-СИТИ.

А почему БРИКС, почему здесь? Звучит все это как-то необычно.
Руслан Витрянюк: БРИКС — это новая реальность, а БРИКС-СИТИ — концентрированная проекция этой новой реальности на конкретной территории, ну как солнечный зайчик. Помимо государственной деятельности в формировании нового многополярного мира совершенно необходимо непосредственное общение людей, обмен опытом, совместное обучение и работа, т е нужна живая социальная ткань. Надо сказать, что еще в ноябре 2020 года Ульяновск принимал молодежный саммит БРИКС, и там в результирующих документах уже была зафиксирована идея создания «Международной ИТ- долины», был специально создан новый населенный пункт, а к настоящему времени решены базовые вопросы инженерного характера.
Я абсолютно уверен, если где и должна возникнуть «русская силиконовая долина» — так это Средняя Волга. Иннополис в Татарстане на практике обосновал это. Ведь Волга — это наша цивилизационно образующая река и будущий важнейший евразийский транспортный коридор, по сути «русский Суэцкий канал». Средняя Волга — это еще и красивейшие ландшафты, бескрайняя водная гладь, при чем пресной воды, что производит неизгладимое впечатление на гостей из тех стран, где знают этому цену, таких как, к примеру, Индия и Китай.
За это время я тщательно изучил опыт Силиконовой Долины, благо я жил близко, в Лос-Анжелесе. И это не один город, это достаточно большая территория. И если мы соединим Иннополис и БРИКС-СИТИ, Казань и Ульяновск, Нижний Новгород и ближайшие поволжские регионы, то получаем мощный ИТ-кластер.
В свою очередь такого рода информационно связанные между собой территории, расположенные в дружеских странах, будут фактически представлять сетевую экосистему — среду для полноценной жизни ИТ- специалистов, давать им возможность поочередно путешествовать, проживать, учиться и работать в разных местах, т.е. вести тот образ жизни, который им нравится. Особую привлекательность будут иметь локации, сформированные в гармонии с окружающей природной средой, изначально рассчитанные на международную аудиторию, где приезжие из других стран чувствуют себя комфортно и в безопасности, могут спокойно прожить несколько недель, занимаясь работой и отдыхом, общаясь друг с другом в «живом» формате.
Выходит, БРИКС-СИТИ это часть «Русской силиконовой долины»?
Руслан Витрянюк: Я бы даже сказал, что это недостающий «пятый элемент». Понятно, что нужны и серьезные венчурные деньги, но на самом то деле, деньги — это самое простое, это всего лишь электронные записи. А главное — это атмосфера: свободы, творчества, дружбы и безопасности, не в виртуальном мире, а в реальном. Главное — это чистый воздух, натуральные продукты. Вот истинные ценности, и именно за этим сюда поедут, это то, что создаст сосредоточие людей с мозгами и идеями. Это перспективная среда, альтернативная существующим городским форматам.
Поэтому я верю в этот проект, являясь сейчас его продюсером.
Город дружбы — можно так охарактеризовать этот проект?
Руслан Витрянюк: Можно! Для меня всегда была важна дружба, на уровне конкретных отношений с близкими людьми. Такая дружба, которая длится на протяжении всей жизни — эти люди всегда рядом в любых жизненных ситуациях. Как бы тебе ни было хорошо или плохо, они рядом.
Могу сказать, когда живешь в Америке, там твои знакомые или друзья часто говорят: «Ты можешь на меня рассчитывать». Однако, когда ты обращаешься с просьбой, вспоминая это, они говорят: «Я не это имел в виду». Предложение помощи в этой стране, и вообще в западном мире, пожалуй, стало дежурной фразой, фигурой речи. А в нашей стране, и, пожалуй, у всех жителей постсоветского пространства «дружба» и «братство» являются социально определяющими понятиями — за исключением, тех стран и их лидеров, которые поддались западному влиянию, отошли от традиционных ценностей, заложенных великой страной. Я имею в виду Союз Советских Социалистических Республик. Он всегда был своего рода «кузницей дружбы» народов, СССР и дружественные ему страны реализовывали эту идею на практике. И, думается, что партнерство БРИКС — близко по своему духу в этой части, пусть оно и реализуется совсем в иную эпоху. И я постараюсь сделать все, что от меня зависит, чтобы БРИКС стало территорией дружбы.