Ульяновская область была одной из самых «богатых» на иностранные производства. С прошлого года многие компании-инвесторы объявили об уходе из России. Судьба предприятий с иностранным капиталом разная: кто-то работает до сих пор, другие продали свои акции отечественным компаниям, либо ожидают одобрения сделки правительственной комиссией. “Улпресса” собрала полную информацию о заводах-«иностранцах» в нашем регионе.

Bridgestone

Завод по производству радиальных шин для легковых автомобилей. В декабре 2016 года на Bridgestone в Ульяновске была выпущена первая шина, предназначенная для продажи.

В простое завод находится с апреля 2022 года. На предприятии осталась большая часть коллектива (880 человек из 970). Все они получают 100-процентную зарплату. В настоящий момент готовится сделка по продаже российскому собственнику. В числе претендентов есть те, кто имеет и не имеет отношение к нефтехимии. Как нам уточнили источники, сначала решение, кому продать акции, принимает собственник (в данном случае корпорация Bridgestone), но окончательный итог — за правительственной комиссией.

В начале июля сообщалось, что переговоры по приобретению завода в Ульяновске с февраля 2023 года вели S8 Capital. Закрытие сделки ожидается до конца года. Группа S8 Capital Армена Саркисяна в мае приобрела шинный завод немецкой компании Continental в Калуге и предприятия российского холдинга «Кордиант» в Ярославле и Омске.

Все технологии и оборудование на предприятии останутся, но Bridgestone не даст новому собственнику право на бренд и использование ноу-хау компании. В любом случае, здесь будет шинное производство: сотрудники периодически выходят, чтобы поддерживать предприятие в рабочем состоянии.

MARS

Две американские фабрики (шоколадная и по производству кормов для животных) работают в штатном режиме, в том числе, PET-центр, в соответствии с российским законодательством. Сокращений не было, налоги платят, нарушений нет. Единственное новшество — полностью прекратился экспорт из России. Раньше большая часть продукции ульяновских предприятий MARS шла на экспорт, некоторые позиции продавались по всему миру, например, Sniсkers Криспер. Теперь фабрики работают на внутренний российский рынок.

Nemak

Мексиканская компания позиционировала себя в качестве мирового лидера по производству высокотехнологичных компонентов из алюминия — головок цилиндра и блоков двигателя автомобилей. В Ульяновске располагался единственный завод в России, который был базовым поставщиком комплектующих для Volkswagen (сборочное производство в Калуге) и Hyundai (предприятие в Санкт-Петербурге).

Сейчас оба российских автозавода стоят. Из-за этого на ульяновском предприятии также остановлено производство. На Nemak числятся 300 работников, которым выплачивают 2/3 зарплаты. Речь о продаже акций пока не идет, о возобновлении производства тоже: предприятие в режиме ожидания. Точку над i расставит судьба российских автозаводов Volkswagen и Hyundai.

DMG Mori

Станкостроительный завод DMG Mori Seiki стал одним из первых иностранных предприятий, которое в марте 2022 года закрыло производство в России. Прошлым летом инвесторы полностью вышли из российского бизнеса. Завод открылся под Ульяновском в 2015 году, его производственная мощность составляла около 1,2 тысячи станков в год.

Более 150 сотрудников сократили с выплатой пособия. Инвестор прокомментировал, что «станки попадают под строгие правила экспортного контроля» — это продукция двойного назначения, которая может использоваться, в том числе, на предприятиях ОПК.

Сейчас завод законсервирован, оборудование там осталось, вывезти его инвестор не смог. Дальнейшая судьба предприятия — либо попасть под пока не принятый на федеральном уровне закон о внешней администрации по управлению организацией, либо под выпущенный отдельно акт о внешнем управлении.

В честь предприятия в Ульяновске переименовали 17-й Инженерной проезд. В феврале нынешнего года улице ДМГ Мори дали новое имя – героя Сталинградской битвы Василия Баданова. Губернатор Алексей Русских заявил, что оставлять название улицы за иностранным инвестором непозволительно.

Joyson

Joyson Safety System Rus (ранее Takata), дочерняя компания китайской Ningbo Joyson Electronic Corp, продолжает работать в Ульяновске. Собственник в компании сменился еще до начала СВО. Завод выпускает системы безопасности для автомобилей (эйрбэги) — в частности, АвтоВАЗ. После прекращения производства на тольяттинском автозаводе моделей «Рено», на ульяновском предприятии сократили сотрудников — было 380, стало 250. Как уточнили в Корпорации развития Ульяновской области, «все специалисты оказались востребованы, всех разобрали».

AB InBev Efes

Пивоваренный завод продолжает работать в прежнем режиме. Падение объемов если и было, то волатильное, вместе с российским рынком.

Legrand

Завод в настоящий момент работает, но выпускает продукцию под маркой «Контактор». Готовится сделка, которая будет представлена на правительственной комиссии. Выкупить акции французского предприятия хочет электротехническая компания IEK. Сейчас на предприятии работают более 800 человек.

Hempel

Первый завод датской компании «Хемпель» на территории России открыли под Ульяновском в 2015 году. Здесь производили 16 млн литров краски в год. В марте 2022 года предприятие приостановило деятельность «из-за ухудшения условий торговли», а затем объявило об отказе от российского бизнеса. Из 124 работников осталось 60, в простое им выплачивали зарплату.

Инвесторы несколько раз выходили на правительственную комиссию с намерением завершить сделку по продаже предприятия. О том, что она наконец состоялась, было объявлено лишь на днях. Новым владельцем стала промышленная компания, застройщик из Екатеринбурга «Атомстройкомплекс».

Датчане оставили оборудование, но не передали рецептуру, основанную на сырье, которое завозили из Европы. Таким образом, для запуска продукции под новым брендом и с новыми компонентами потребуется какое-то время.

Jokey

Немецкий завод по производству пластмассовой упаковки (пластиковых ведер и другой литой продукции), в котором присутствует доля белорусской компании, открылся в 2016 году. Сейчас он работает в обычном режиме, на предприятии трудятся 65 сотрудников. В производстве используется только российское сырье.

Vestas

Первый в России завод по производству лопастей для ветрогенераторов датской компании Vestas открыли в конце в 2018 года. Об уходе с российского рынка инвестор заявил в апреле 2022 года. 1 июня предприятие высвободило 450 человек с выплатой восьми окладов. Инвесторы вывезли все технологическое оборудование.

В апреле 2023 года было объявлено, что на площади Vestas зайдет новый инвестор — дивизион «Росатома» «Юматекс». Вместе с соинвестором (пока не разглашается) компания намерена инвестировать более 2 млрд руб. и возобновить в 2025 году серийное производство лопастей. Юрлицо уже зарегистрировано, в ближайшее время начнется закупка оборудования. На предприятие будут трудоустроены сотрудники Vestas.

Также Vestas, как сервисная компания, обслуживала часть ветропарка у Красного яра. Сейчас датчан заменила российская компания, обладающая теми же компетенциями.

Правительство региона взыскало через суд с Vestas 396 млн рублей — сумму, которую Ульяновская область недополучила из-за расторжения специального инвестиционного контракта.

Fortum

Финский энергохолдинг Fortum, построивший в 2017 году под Ульяновском первый оптовый ветропарк, в марте 2022 года сообщил об остановке новых инвестпроектов в России. В мае прошлого года в Fortum объявили, что основной акционер начинает процесс контролируемого выхода с российского рынка.

В апреле нынешнего года по указу президента Владимира Путина доля Fortum в российских энергетических компаниях перешла во временное управление Росимущества. Дальнейшее развитие событий может быть разным — например, пакет акций финской компании могут обменять на изъятую российскую собственность за рубежом. Либо, при нормализации обстановки, не исключено, что доля будет возвращена инвестору.

Ветропарк в настоящий момент работает в обычном режиме.

Henkel Bautechnik Ceresit

Немецкая компания открыла свое производство возле Красного Гуляя (Сенгилеевский район) в 2010 году. Предприятие выпускало строительные смеси под торговыми марками Ceresit, Thomsit и EKON. В апреле 2022 года компания объявила об уходе из России и выставила активы на продажу.

Предприятие не прекращало работу, бизнес Henkel в России приобрел консорциум, в который входят компании Augment Investments, Kismet Capital Group и Elbrus Services. Теперь компания называется LAB Industries, продукция выпускается и поставляется под брендом Церезит. На предприятии увеличили численность сотрудников — со 120 до 130.

Schaeffler

Завод немецкой Schaeffler Group открылся в Ульяновске в октябре 2014 года. Компания выпускала высокоточные компоненты и системы для автомобильных двигателей, шасси и трансмиссий, а также подшипники качения и скольжения. Их использовали, в том числе, в автомобилях Renault, Nissan, Ford, Toyota, Mazda, BMW, Peugeot, УАЗ, в числе партнеров предприятия был ДААЗ. В общей сложности завод выпускал 1,8 млн единиц продукции в год.

В начале 2023 году инвесторы приняли решение о продаже бизнеса в России. Завод не останавливался, но продукция выпускалась ограничено — из партнеров исключили предприятия, попавшие под санкции (например, УАЗ), а вот с АвтоВАЗом сотрудничество продолжилось. На производстве заняты 80 человек.

В марте 2023 года было объявлено, что новым собственником завода станет компания «ПромАвтоКонсалт». Сейчас стороны ожидают одобрения сделки в правительственной комиссии. После продажи номенклатура завода поменяется, европейские комплектующие заменят, в том числе, на китайские.

Isuzu

Совместное с «Соллерс» предприятие по сборке японских грузовиков работало в Ульяновске с 2008 года. Полномасштабное производство грузовых автомобилей Isuzu открыли в 2014 году в присутствии Дмитрия Медведева.

В 2021 году завод выпустил 3700 автомобилей (1% процент от общего объема производства грузовиков Isuzu). В марте 2022 года инвестор приостановил производство в Ульяновске, с августа 2022 года оно встало окончательно из-за отсутствия комплектов для сборки. Персонал не сокращали, часть сотрудников ушла по соглашению сторон, из 240 человек осталось 180. Им выплачивают 2/3 зарпалаты.

14 июля стало известно, что компания «Соллерс» закрыла сделку по полному выкупу местного актива японского автоконцерна Isuzu. Новый владелец намерен перезапустить работу производственной площадки в Ульяновске.

Martur

Завод турецкой компании Martur открылся в Ульяновске в 2015 году как часть большой компании Martur Fompak, работающей на авторынке с 1985 года. Основными клиентами ульяновского предприятия были автозавод Renault в Москве и АвтоВАЗ в Тольятти. Martur производил автокресла.

Летом прошлого года инвестор заявил о закрытии завода из-за прекращения производства автомобилей Renault в России. С предприятия уволили 170 человек. Оборудование выкупила тольяттинская фирма, поставщик АвтоВАЗа, которая теперь сама занимается выпуском продукции. В Ульяновске остались пустующие помещения.

Ball

В 2021 году американский производитель алюминиевой упаковки Ball Corporation объявил о планах построить в Ульяновске четвертый по счету завод в России. Предполагалось, что предприятие получит статус особо значимого инвестиционного проекта и будет производить с 2023 года миллиарды банок в год различных форматов и размеров. На завод планировали принять 200 человек.

Строительство началось в районе 11-го проезда Инженерного (рядом с «Бриджстоуном»). В марте 2022 года проект был заморожен, в конце прошлого года активы Ball Corporation приобрела российская группа компаний «Арнест».

Новые владельцы намерены продолжить проект: они вложат 12 млрд рублей, достроят завод и примут на работу 300 человек. Оборудование будет уже не американским, а китайским. Производство планируют открыть в апреле будущего года.

— Сегодня очень активен российский бизнес: многие компании готовы разворачивать в нашем регионе производства, они хотят реализовать проекты, направленные на импортозамещени. Инвесторам нужны готовые помещения — у нас они есть в ПОЭЗ, либо на старых площадках, таких, как УАЗ, — рассказал глава Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин.