Каждому ульяновцу знаком символический памятник «философский диван Обломова», который был установлен в 2005 году в сквере у памятника Гончарову. Но не каждый знает, что образцом для него послужил диван из собрания Ульяновского областного художественного музея. В какой же степени музейный диван соответствует времени написания И. А. Гончаровым романа «Обломов»? Известно, что роман был опубликован в 1859 году, а начал писать его Гончаров в 1847-ом.

Диван же из гостиного гарнитура был изготовлен в 1810-1820-е годы. Русская мебель этого времени создавалась в формах ампира, так хорошо отражавших настроения эпохи, последовавшей за победой в войне с Наполеоном. На примере нашего дивана мы наблюдаем все стилевые признаки этого направления: симметричность линий и уравновешенность объемов, отделка фанерином карельской березы вместо дорогостоящего массива красного дерева, полировка гладких поверхностей дивана, украшение черными прожилками по периметру плоскостей. В первой трети XIX века мебель свободно расставлялась в пространстве комнаты, а не вдоль стен как в XVIII веке, поэтому спинки стульев делались сквозными, прорабатывались с лицевой и тыльной сторон. Большую популярность обрели стулья и кресла со слегка расходящимися в стороны ножками, силуэт которых восходит к форме античного стула «клисмос», что мы и видим в предметах музейного гарнитура.

В конце 1840-1850-х годах, время создания романа «Обломов», в производстве мебели использовались самые разные стили и неостилевые модификации: в отличии от ампирных прямоугольных диванов мебель для сидения украшалась барочными и рокайльными формами с волнистыми линиями и скругленными углами. Такую мебель изготавливали из ореха или дуба, с рельефной резьбой, бархатной или шёлковой обивкой. Она хорошо вписывалась в обычные жилые интерьеры и стала характерной приметой и дворянского, и мещанского быта. Итак, диван, изготовленный в это время, мог быть других очертаний и форм, примерно, таких как на фото № 5.

Однако, ничто не препятствовало сохранению обстановки прежних времен, тем более что прочные прямые конструкции ампира способствовали долгой эксплуатации такой мебели. К середине 19 века появились также магазины по продаже готовой мебели, в которых часто реализовывались даже дворцовые гарнитуры, вышедшие из моды. Поэтому вполне можно предположить, что такими путями диван первой трети XIX века мог оказаться в середине столетия в дворянском доме и в Петербурге, и в Симбирске.

А то, что выбран высококлассный образец, свидетельствует сходство наших предметов с кабинетной обстановкой, изображенной в акварели К. Ухтомского «Большой кабинет Николая I в Зимнем дворце». Конструкция и оформление стульев почти идентичны.

Примечательно, что в списке вещей от 26 июня 1919 года, «взятых в квартире Питкевич, дом №11 по Стрелецкой ул. для Пролетарского художественного музея» числятся эти кресла и стулья Николаевского времени (период правления императора Николая I с 1825—1855 гг.) и сделана оговорка, что часть мебели, в том числе и наши экспонаты, оставлены для временного пользования в квартире, которую занимал сотрудник особого отдела Востфронта тов. Игнатьев. После отъезда тов. Игнатьева мебель перевезли в музей.

Г. Демина, главный хранитель музея


Ульяновск, философский диван Обломова. Фото из открытых источников


Диван из гостинного гарнитура. 1810-1820-е гг. Инв. 1376


Кресло из гостинного гарнитура с прорезной спинкой. Инв.1376


Стул из гостинного гарнитура с расходящимися ножками и черными ромбами-украшениями. Инв.1376


Диван, сер. XIX в. Фото из открытых источников


Акварель К.А. Ухтомского. Большой кабинет Николая 1 в Зимнем дворце

Публикация группы Отдел хранения УОХМ

Материалы комментируем в нашем телеграм-канале