На аграрном комитете ЗСО обсудили экономические последствия от африканской чумы свиней в Сурском районе, изъятие у районных администраций полномочий по обращению с бродячими собаками и массовую гибель пчел от обработки полей пестицидами. Депутаты признаются, что законодательных актов в регионе что по безнадзорным животным, что по пчелам – “выше крыши”, но они не работают: беззубые, без взаимодействия, вне практических реалий. Пчеловоды жалуются, что три месяца не могут попасть на прием к министру АПК Семенкину. Депутаты чиновника защищают – имеет право отдохнуть. Под конец заседания парламентарии все же выдохнули – сколько бы пчел ни подохло от химикатов, компенсировать убытки будут не из бюджета.
Агентство ветеринарии представило законопроект, который уточняет порядок изъятия у местных администраций полномочий по обращению с безнадзорными животными. Ульяновское законодательство приводится в соответствие с федеральным законом № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти
в субъектах Российской Федерации».
Правками уточняются основания для порядка изъятия у органов местного самоуправления полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев. Это может произойти в трех случаях:
1) неоднократное неисполнение или ненадлежащее исполнение администрациями государственных полномочий;
2) нецелесообразность дальнейшего осуществления администрациями полномочий;
3) взаимное соглашение администраций и правительства региона о необходимости изъятия государственных полномочий.
Также полномочия по обращению с безнадзорными животными могут изъять по причинам “экономического, социального
или юридического характера”, в том числе из-за отсутствия субвенций
и материальных ресурсов.
Параллельно Агентство ветеринарии добавляет себе новых задач – помимо контроля за полнотой и качеством осуществления органами местного самоуправления указанных полномочий, ведомство должно будет контролировать и эффективность осуществления таких полномочий.
Если депутаты примут законопроект, правки вступят в силу с 1 января 2024 года.
Депутата от КПРФ Рамиля Хакимова интересовала ответственность, которую могут понести должностные лица местных администраций из-за неисполнения полномочий по обращению с безнадзорными животными. В пример он привел рынок в Криушах, на котором в день его приезда свободно разгуливала стая нечипированных собак:
– Четыре собаки давай между собой грызться, чуть людей не покусали. Мягко говоря, было страшноватенько, ситуация была не из простых. Я вижу, что администрация с этой задачей не справляется.
Глава Агентства Нина Пелевина констатировала, что из-за моратория на проверки максимальное наказание сейчас – предупреждение:
– В каждом муниципальном образовании распоряжением местного главы назначен человек с фамилией, именем и отчеством, который ответственен за переданные полномочия. Мы считали животных, мониторинг подписан этими лицами. Судить – исполняют они или нет – не могу, это ваша точка зрения. Не будем забывать, что мы работаем в ситуации моратория надзорных мероприятий. Сегодня надзор ограничивается предупреждением. Только за начало года у нас издано четыре распоряжения о предупреждении о неисполнении полномочий. Больших мер законодательство не предусматривает. Если идут покусы у людей, то нужно идти в суд, такая практика есть.
Председатель аграрного комитета Вячеслав Ковель согласился с тем, что ответственность за обращение с животными нужно повышать, работы на уровне муниципалитетов недостаточно.
Депутат Николай Мясников вспомнил, что Госдума приняла поправки в закон об ответственном обращении с животными. Регионам предлагается дать право самостоятельно определять перечень и порядок организации мероприятий при обращении с бродячими животными с учетом местной специфики. После подписания президентом документ вступит в силу. Пелевина считает, что законопроект позволит сделать региональные нормативные акты по организации приютов и отлову бродячих собак рабочими, сейчас эти документы – беззубые:
– Законопроект, возможно, позволит нам принять кодекс об административных правонарушениях за региональными нормативными актами. Порядки организации приюта, отлова, возмещения ущерба – региональные, они беззубые. Мы не имеем права привлечь к ответственности, потому что надзор – федеральные полномочия. Предполагаю, что законопроект позволит сделать региональные документы рабочими. Но не думаю, что закон внесет принципиальные изменения в нашу деятельность по обращению с животными.
Подсчитали ущерб от АЧС
Жителям Сурского района, у которых изъяли и забили скот из-за африканской чумы свиней, выплатят 8,3 млн рублей. Соответствующее распоряжение на прошлой неделе подписала и.о. председателя правительства Ульяновской области Марина Алексеева, сообщила глава Агентства ветеринарии Нина Пелевина.
Из-за введенного режима ЧС по африканской чуме свиней из 157 подворий Сурского района изъяли 775 свиней общим живым весом 46,5 тонны.
По словам Пелевиной, размером компенсаций владельцы падших животных не то чтобы довольны, но “не обижены”:
– Сколько лет мы выплачиваем компенсации по АЧС, не думаю, что правительство или вы, депутатский корпус, обидели хозяев. Да, у хозяев есть страх, что полгода им теперь нельзя разводить скот. Не скажу, что люди довольны компенсациями, но точно не обижены. За поросят и свиноматок они те суммы, которые им дает государство, не выручат, – добавила глава Агентства.
В ЗСО потеряли министра Семенкина
Первое сообщение о массовой гибели пчел поступило 7 июля. По информации и.о. министра агропромышленного комплекса Алексея Леушкина зафиксированы случаи гибели 1214 пчелосемей (3,3% от общего количества пчелосемей в регионе) в 50 хозяйствах: 17 – в Мелекесском и 33 – в Радищевском районах (село Орехова, ст. Рябина). Из 50 только 11 хозяйств имеют ветеринарно-санитарный паспорт пасеки и запись в похозяйственной книге.
Падших пчел собрали, заактировали и отправили на исследование в Симбирский референтный центр и в федеральный токсикологический центр в Казани. Окончательные причины гибели будут ясны позднее. По данным лаборатории, это “точно не болезни”, предварительно – обработка полей пестицидами.
– Фермер Хабибуллин из Радищевского района обрабатывал горох, не оповестив пчеловодов согласно закону. Только я не понимаю, что пчелы делали на горохе. По Мелекесскому району даже нет данных: никто не видел, кто, чем и как обрабатывал, – говорит Леушкин.
Ковель возмутился тем, что ситуация повторяется из года в год:
– Мы для чего принимали акты и провели разъяснительную работу? Нет системного подхода, взаимодействия! Опять натыкаемся на одни и те же грабли! Опять имеем незарегистрированных пчеловодов, формальное исполнение требований о предупреждении, когда об обработке уведомляют на год вперед.
Леушкин ответил поговоркой: “С соседями нужно лучше дружить, чем с родными”. Председатель аграрного комитета не согласился: “Это слова”.
Компенсация будет происходить из кармана определенного виновника по заключению надзорных органов через суд. Размер выплат определят позднее.
Нина Пелевина призвала пасечников завести паспорта: “Для всех юридических процедур нужен паспорт! Для заключения дается не протокол испытаний, а экспертное заключение. Такой документ получат только 11 пчеловодов”.
Председатель отделения Союза пчеловодов РФ Раушан Рашидов согласен: без паспорта пасечник – никто, его юридически в природе не существует:
– Люди боятся налоговых. Но у многих слезы на глазах, когда пчелы гибнут. Кто им поможет? Эти случаи стали закономерностью. Радищевский, Павловский, Цильнинский, Сурский…почти нет районов, где бы не пострадали пчелы.
Рашидов предложил два кардинальных варианта решения проблемы: запретить аграриям использовать пестидицы первого класса опасности и перейти с химии на биотехнологии:
– Пестициды – основной источник проблемы. В изначальном законопроекте о пчеловодстве, который вносили в Госдуму, этот пункт был, но что-то не сложилось, может лобби какое-то химических концернов, но этот момент исчез. Во-вторых, ровно 10 лет назад Ульяновская область первая в России приняла закон о поддержке производителей органической продукции. Куда все это делось? Тем более губернатор на форуме в Санкт-Петербурге подписал соглашение о внедрении биотехнологий в сельском хозяйстве. Этот проект всего на три года, там нет практических наработок. А мы предлагаем обратить внимание на практический 7-летний опыт наших соседей в Радищевском районе – глава хозяйства Фокин полностью отказался от применения химии. Он готов делиться опытом.
Рашидов пожаловался, что уже третий месяц не может попасть на прием к министру АПК Михаилу Семенкину – хочет обсудить с чиновником, как на практике будет реализован региональный закон о пчеловодстве. “Я помощницам его звоню, а он занят!”. Депутаты за Семенкина заступились – человек имеет право отдохнуть (до 1 августа министр в отпуске).
Депутат Андрей Шадышков не понимает, как спрятать пчел на время обработки полей. По его мнению, написанные законы на практике не работают:
– У нас нормативных актов – выше крыше, но они не работают – нет хорошего взаимодействия. Препарат действует 10 дней. Пчела все это время в улье будет сидеть? Нет, конечно. Слабо работает механизм оповещений. У меня в самом центре хозяйства стоит пасека на 400 пчелосемей и, слава богу, 15 лет живем нормально.
Под конец обсуждения депутаты выдохнули – компенсации за падших пчел будут выплачивать фермеры, на плечи бюджета эти заботы не лягут.