От ведущего.

 Александр Сергеевич Пушкин как-то замети что без прошлого  не бывает и будущего… Он – как я думаю – имел ввиду не  астрономическую хронологию – а нечто более  глубокое. То бишь: если не  задумываться всерьез о том ЧТО  и КАК было в прошлом – то трудно налаживать достойную жизнь и в сегодняшнем..

Соглашаясь с ним начнем..

Ж.М.

***

Старикам здесь не место?

Слово и власть.

Или:

Слово власти.

Из цикла «Остановиться, оглянуться).

Название этих грустных размышлений о странностях нашего бытия   заимствую из знаменитого фильма. Ибо именно эти слова абсолютно точно обнажают и смысл и суть неких местных правоуложений под пышным брендом «О мерах поддержки творческих работников в Ульяновской области».

Маленькая преамбула.  События   прошлого – но перекличка с нашими  днями   наличествует. Речь идет  о людях так называемых «творческих профессий» –  и об отношении к ним местных  управленцев…

Итак…

Творческий народ в российской провинции  – вопреки мнению некоторых  «утомленных солнцем» столичных «корифанов» –  все же  имеет место быть. Скажу еще точнее: без всех этих – так полупрезрительно  называет всех нас   один из бывших  областных начальников –  «лишних персон» – российская провинция   выглядела бы уж весьма убогой и абсолютно унылой территорией…

Перечислю кого именно называет  лишними  людьми этот «господин бывший начальник»: Это – писатели, актеры,  культработники, художники, скульпторы, журналисты – и все остальные «иже с ними….»

– Какая от  всех вас польза!? – клокочет он в наших  словесных  баталиях. – Ни молока, ни мяса – даже ни шерсти клок! Смута – вся от вас!!!

Спорить  ним трудно… Конечно, ни материальных благ обществу, ни  – ни   престижных наград самим себе  в Каннах творческие люди в российских провинциях не удостаиваются… Это так. Но к творческому процессу они  весьма и весьма причастны. Они  усердно тянут свою культуртрегерскую лямку…

Вот тут добавлю  ПЕРЕЧЕНЬ:   библиотеки берегут, провинциальной сцене не даю опустеть;  праздники  для взрослых и детишек  организуют, улицы и площади родных городов  и поселков  украшают – и так далее.

В меру своих способностей, конечно.

Подчеркну – за нищенские ,почти –  виртуальные платы….

Среди этого народа –  повторюсь – числятся и мои коллеги журналисты. Тоже отнюдь не Абрамовичи… Ну, сами знаете кто.

Оттого и понятно было   радостное волнение охватившее моих коллег, когда губернатор – тогда еще С.Морозов –  как-то  – на «Балу прессы» объявил, что ветеранам «второй древнейшей» (шагнувшим за семидесятилетие и прослуживших области более десяти лет) с января 2011 года будут ежемесячно давать по целой тысяче рублей – да еще и десять тысяч один раз в год!

Ах, как  громко и дружно тогда  аплодировали ему мои коллеги!

А потом  они стали  писать «заявки на счастье».

И – слышу я голос с неба –  получили они обещанное?

Эхе – хе! Плоховато знают на небесах российскую действительность –  и всемогущую силу, отечественных управленцев…

Конечно, появился на свет «документ» под названием «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки творческим работникам, проживающим на территории Ульяновской области».

И сколько всего там было наворочено!

Это изобретение областных клерков не только не открыло нашему брату дорогу к выделенной «тысяче рэ» – но, наоборот, поставило на ней неодолимые преграды, – говорил  в те дни  один из  талантливых писателей области…

И рассказывал в подробностях как выглядело  его  утомительное  хождение за законным, вроде бы, благодеянием местных властей…

Частично привожу горячую речь этого  литератора.

– При попытке реально обрести тысячу рублей, которую мне якобы гарантирует областной «Закон о мерах поддержки творческих работников», я столкнулся вот с чем. Мне, как инвалиду, положены различные социальные льготы на сумму в 1359 рублей 60 копеек. Представь себе дикость: в районном собесе сказали: «Выбирайте: или эти льготы или выплаты творческому работнику».

Какое отношение имеют мои льготы по инвалидности к «мерам поддержки творческих работников»? О моем здоровье как бы заботится  российское государство. А региональная власть как бы решила помочь мне за мое творчество. И разве одно должно исключать другое?

Я его тогда утешал как мог:

– По логике вроде бы не должно. Но, видимо,  ульяновским клеркам, сочинявшим «механизм мер социальной поддержки» показалось иначе. Вот они и состряпали эту шизофреническую «норму»…

А вскоре выяснилось, что такая несуразица – не единственная. Так, например, разработчики «механизма» решили, что если семидесятилетний художник (актер, писатель и т.п.) еще работает и получает зарплату – то никакой «меры поддержки» ему давать не надо. То же самое ждет скульпторов, художников и прочих творцов, кои не являются членами творческих «союзов». (Так что, допустим, Александр Солженицын, исключенный в советское время из   союза писателей, и, несмотря на это, получивший нобелевскую премию, никогда бы в Ульяновске эту тысячу рублей не увидел).

А какими перлами  была украшена эта чиновничья «Гаврилиада»!!!

Цитирую: «предоставляется… справка с места работы,  подтверждающая предоставление либо неполучение ежемесячной денежной стимулирующей выплаты по месту работы; выполнение по месту работы профессиональной деятельности… для работающих граждан, которые являются творческими работниками и имеют почетные звания…»

Тут, как говорится, и с поллитрой а тем более без нее – никак не разберешься.

Короче, абсолютно ничего не поняв в этой чиновничьей зауми мой собеседник  адресовал в областной Минтрудсоцразвития такую просьбу:

«Складывается впечатление, что «Постановление Правительства Ульяновской области от 21.01.2011 № 16-П» (интересно кто его готовил?) – документ для простого гражданина малопонятный и таинственный. В связи с этим:

– Означает ли сия бумага, что работающий гражданин и получающий зарплату, удостоенный звания «Заслуженный работник СМИ Ульяновской области» (или любой другой отрасли) не может претендовать на получение «…ежемесячной денежной стимулирующей выплаты…»? То есть: он, чтобы получить эти 1000 рублей должен не работать?

– Означает ли, что только неработающие граждане (творческих профессий) должны предоставлять в Ваше ведомство справку («документ») подтверждающую что они – члены творческого союза? Работающим этот «документ» необязателен? Или как?

– Означает ли, что вышеназванная справка («документ») выдается только Минкультом Ульяновской области – а отнюдь не творческим союзом?»

– Вы полагаете, что  этот  соискатель обещанного  получил внятный ответ? Увы!

Короче: то ли создатели «механизма» представления мер социальной поддержки решили свести до абсурдного минимума расходы местного бюджета; то ли надумали (как выразился один из соискателей) «поиздеваться над нами, чтобы никто ничего не получил».

Ну ладно. Хочу порассуждать  о другом.

Ну, скажите, зачем надо изобретать искусственные барьеры для людей  весьма уже преклонных лет ? Много ли их осталось жить на земле ульяновской? И зачем их «калибровать» на «членов творческих союзов» или «не членов»? Неужели бюджет области попадет в катастрофическую провальную яму, если, скажем, тем же журналистам (актерам, художникам…) коим уже исполнилось семьдесят лет и кои так или иначе – но в меру своих сил  –  истово служили области на культурной ниве? Неужели трудно посчитать сколько ныне имеется таковых, определиться с затратами и выделить им  эту тысячу рублей в месяц без излишней волокиты и мытарств?! К чему их гонять по чиновничьим кабинетам, где они заведомо получат, как говаривал дед Щукарь «отлуп»?

Думается, это нетрудно сделать, если не полениться поднять многозначительные чиновничьи зады и понудить их обладателей поработать  не ради формальности – а по существу.

Но мне мерещится и другое. А может, наши клерки с невинными  физиономиями  решили просто- напросто поиздеваться над всем этими «лишними людьми «творческих профессий»??? Чиновничья душа – это ведь потемки. Сплошные.

Ж.М.

*****

Р.S.

Две последние реплики.

  Первая.

 Уроки истории – как полагают  умные люди – всегда чему-то учат… Но эти уроки – увы! – видимо не все в состоянии усвоить и понять…

Иначе  разве  умудрились  бы уже в 2023 году  местные управленцы повторить  одну и ту же ошибку прошлого?     А именно: наградить  Гончаровской премией   не СВОИХ, ульяновских  литераторов – а «Иных»? Вероятно – и по «ИНОМУ   принципу»?

Вторая.

В   этой публикации нет ни КАПЛИ моих личных  заинтересованностей…. Просто потому что я служил всю жизнь в  федеральных структурах – и вероятно неплохо  служил – раз ни в чем не нуждаюсь…

«Тьфу, тьфу, тьфу!!!» – (Отплевываюсь от всяческих  напастей по народному обычаю).

Ж.М.