В Ульяновске реконструируют один, строят второй и планируют возвести третий мост через Свиягу (он станет частью глобальной развязки, которая соединит Киндяковку с дальним Засвияжьем). Действующие проекты дорогостоящие, их удорожание в прошлом году составило сотни миллионов рублей, из-за чего сроки сдачи сдвинулись. Строительство нового моста сопряжено со спрямлением русла Свияги. Проект, частью которого станут эти работы, самый дорогой на сегодняшний момент для Ульяновска: развязка, по предварительным подсчетам, будет стоить 32 млрд рублей. Подробности о проведенных и планируемых работах, изменении в финансировании и актуальных сроках – в нашем материале.

Минаевский мост через Свиягу

Что сделано за последнее время

  • Техническая готовность минаевского моста через Свиягу с подходами на сегодняшний день — 38,8%. Работы ведутся на пяти участках.
  • После установки новых балок в центральной части путепровода проведены работы по армированию и бетонированию межбалочного пространства.

  • Огражден периметр опоры № 2 в русле Свияги — здесь будут демонтировать старый ростверк (часть фундамента), который находился под водой.

Что делают сейчас

  • В русловой части начали сооружать фундамент опоры № 6 из набивных свай типа Франки (их делают без выемки грунта — путем погружения труб, нижний конец которых закрыт бетонной пробкой) с помощью специальной установки.
  • Идет отсыпка и уплотнение основания автодороги, ведущей от кольцевой развязки на мост.
  • Завершается монтаж новой теплотрассы, которая ведет от ТЭЦ-1 в центр Ульяновска. Работы по переносу тепломагистрали вдоль мостового перехода выполнены более, чем на 95%, завершить их планируют в начале августа.

Перекладка существующей теплосети потребовалась для того, чтобы запустить движение транспорта с улицы Хлебозаводской под путепроводом и далее на кольцевую развязку (она будет вести к улице Ульяновской, Набережной реки Свияги и прибрежным объектам). Новые трубопроводы проложили по мосту и соединили на опорах. В ближайшее время здесь установят компенсатор и обустроят павильон регулировки, а затем подключат участок теплотрассы к к действующей системе. После этого старую теплотрассу демонтируют.

  • В районе бывшей трамвайной остановки сооружают шахту лифта и тоннель к главному корпусу УлГУ.

Что планируют сделать в этом году

  • В ближайшее время начнется возведение опоры №1 на правой части путепровода.
  • Со стороны свияжского пляжа готовится песчаное основание будущего съезда с кольцевой развязки на мост.
  • До конца 2023 года должны завершить работы по устройству конструкций среднего и правого путепровода, среднего моста, а также полностью сделать тоннель к УлГУ.

Финансы

Изначально было заявлено, что стоимость реконструкции моста через Свиягу составит почти 2,7 млрд рублей. Основная часть денег выделяется из федерального бюджета. В прошлом году удорожание строительных материалов на реконструкцию минаевского моста составило 20%. Постановление Правительства РФ № 1315 определило, что застройщики смогут до 31 декабря 2022 года воспользоваться правом скорректировать стоимость контракта в связи с существенным повышением цен. Эти средства будут компенсированы из федерального бюджета.

В начале нынешнего года было заявлено, что средств на работы не хватает: на 2023 год выделено всего 544 млн рублей. В июне министр транспорта Сергей Воронцов рассказал, что регион взял специальный казначейский кредит на 1,5 млрд рублей. Из этой суммы 551 млн направили на два объекта: реконструкцию минаевского моста и строительство нового моста через Свиягу в створе Смычки–Шевченко.

Когда мост доделают

Изначально работы хотели завершить раньше намеченного срока, до 31 декабря 2023 года. Но пока все идет по обозначенному ранее графику – контракт с подрядчиком заключен до сентября 2024 года.

Новый мост через Свиягу в створе улиц Шевченко и Смычки

Техническая готовность объекта на сегодня — 38,4%. Новый мост будет состоять из семи пролётов, установленных на восьми опорах (шести береговых и двух русловых). Его общая протяжённость — больше 200 метров, ширина — 20 метров.

Что делают сейчас

  • Завершается возведение монолитных опор. Последней опорой стала конструкция № 6 со стороны улицы Аблукова. Готовы семь опор из восьми. Мостостроители отбивают периметр последней опоры для дальнейшего бетонирования её элементов.

  • Из 106 шпунтов погрузили только 25. Работы осложнились наличием четырехметрового тяжёлого слоя глины в основании забоя.
  • Между опорами № 1 и 5 проводится планировка территории, здесь в дальнейшем возведут временные конструкции, которые необходимы для сборки пролётных строений.

Что планируют сделать в этом году

  • На 20 готовых сваях будут сделаны ростверк, тело опоры, насадки и подферменники.
  • Поставка первых балок для сборки пролетов на временных конструкциях ожидается в течение полутора месяцев.
  • До конца года будут перенесены инженерные сети: водопровод, газопровод, электросети, кабели связи Ростелекома.
  • Планируется завершить монтаж конструкций моста и подъездных путей.

Финансы

Контракт на возведение моста был заключен с ОАО «Хотьковский автомост» на 1,19 млрд рублей. В прошлом году компания получила аванс — 250 млн рублей.

Летом 2022 года было заявлено, что из-за резкого роста цен на стройматериалы, в частности, на металл, стоимость строительства нового моста увеличилась почти на 30%. Дополнительно к общей сумме требуется еще около 450 млн рублей.

В этом году на мост выделят часть суммы, полученной от передвижки 551 млн рублей на строительство капиталоёмких объектов в Ульяновске из лимитов 2024 года (деньги разделят между строящимся мостом на Смычке и реконструируемым минаевским).

В апреле депутаты заксобрания одобрили увеличение финансирования строительства моста в 2024 году: на эти цели предусмотрено свыше 1,1 млрд рублей.

Когда построят мост

Прописанный в контракте срок сдачи моста — ноябрь 2023 года. В ноябре прошлого года Дмитрий Вавилин (тогда мэр Ульяновска) пообещал, что в апреле 2023-го мостостроители соберут все пролёты, а к июлю сдадут объект. Установить все восемь опор нового сооружения планировалось до конца 2022 года. Однако на сегодняшний день последняя опора еще не построена.

Как нам уточнили в городской администрации, актуальная дата сдача объекта в эксплуатацию – март 2024 года.

Глобальная транспортная развязка со спрямлением участка Свияги

Еще один проект, связанный со строительством моста через Свиягу, разработан Агентством городских инициатив. По словам руководителя Агентства Алексея Гаева, на последнем градосовете план одобрили единогласно.

Что хотят сделать

  • Соединить улицу Локомотивную с Московским шоссе (по улице Промышленной). Проект предполагает строительство новой дороги Шолмова — Локомотивная (1285 м), реконструкция участка от Шолмова до Московского шоссе (3000 м), переустройство перекрестков Промышленной с Шолмова, Рябикова, Ефремова, Московским шоссе.
  • Построить путепровод на участке Локомотивная — Московское шоссе через Свиягу и железную дорогу (длина — 650 м, ширина 32 м).
  • Спрямить русло Свияги: сейчас его длина в проектируемом месте составляет 1250 м, после завершения работ она уменьшится до 660 м.

  • Обустроить набережную Свияги с подпорной стенкой общей длиной 3,8 км и шириной 7 м. Как именно она будет выглядеть, определится в ходе проектирования.

  • Соединить улицы Камышинскую и Октябрьскую (по улице Шолмова). В планах — строительство новой дороги Шолмова — Октябрьская (2460 м), реконструкция участка от Камышинской до Промышленной (1360 м).
  • Построить путепровод через ж/д пути на участке Шолмова-Октябрьская (длина 450 м, ширина 32 м).
  • Переустроить перекрестки Шолмова с Октябрьской, Автозаводской, Камышинской, Промышленной.
  • Построить трамвайные пути по Шолмова от Промышленной до Октябрьской.
  • Реконструировать сеть существующей ливневой канализации Ø300-1000 общей длиной 15 км с устройством очистных сооружений перед сбросом в Свиягу. Также предполагается строительство снегоплавильной площадки.

На новых развязках будут четырехполосные дороги с выделенными трамвайными путями (их общая длина — 6,75 км, планируется перенос рельс со Станкостроителей на Промышленную), велодорожками и пешеходными зонами.

Проектируемый профиль улицы Промышленная

Проектируемый профиль улицы Шолмова

Разработчики ожидают, что строительство развязки разгрузит самые оживленные магистрали и избавит Засвияжье от пробок.

Что делают сейчас

В настоящий момент разрабатывается проект планировки с экономическим обоснованием, который направят на государственную экспертизу. Алексей Гаев уверен, что одобрение будет получено уже в этом году.

Что планируется сделать

После госэкспертизы начнется само проектирование (на это уйдет примерно год). После этого будет подана заявка на федеральное финансирование.

По мнению Гаева, при расторговке этого проекта будет применен формат совмещения проектных и строительно-монтажных работ, когда сам подрядчик делает рабочую документацию уже под имеющиеся мощности. Предполагается, что такой контракт может выиграть федеральная компания, с определенным опытом и компетенциями.

Финансы

Сметная стоимость всех этапов — 32 млрд рублей. Столь дорогих проектов в Ульяновске, по словам Гаева, пока не было: это более полутора годовых бюджета города.