Наша редакция продолжает проект «Я из Ульяновска», приуроченный к 375-летию нашего города. Напомним, что он посвящен уникальным, ярким жителям областного центра. В этот раз героем материала стала заслуженный учитель России, кавалер ордена Почета, директор гимназии №44 имени В.Н. Деева Лидия Жуковская-Латышева.

В сфере образования Лидия Сергеевна уже 60-й год. В 1963 году она устроилась в тогда еще среднюю школу №44 простым преподавателем с дипломом «Учитель истории, русского языка и литературы», а уже в 1988-м стала первым ее избранным директором. При ее руководстве в 2004 году школа получила статус гимназии. В ней с 1990 года, по решению Министерства образования, работает республиканская школа передового педагогического опыта.

Лидия Жуковская-Латышева рассказала нам о том, как направить ребенка на успех, в чем преимущество современного образования и чем гордится гимназия №44.

– Лидия Сергеевна, с чего началась Ваша карьера учителя?

– Я в детстве любила учить ребятишек. Из листочков шила маленькие тетрадки, в палисаднике ставила лавочку и учила писать маленьких детей палочки-крючочки. Кроме того, в городе было немного вузов. Поэтому выбор пал на Ульяновский государственный педагогический институт имени И.Н. Ульянова. Может быть, это детство дало какой-то толчок к тому, чтобы получить профессию учителя.

– Ваше образовательное учреждение носит статус гимназии. Каких успехов вы добились за эти годы?

– Мы дважды участвовали и побеждали в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование». И еще было немало конкурсов, постоянно работаем над этим. Разве будет плохо поставлена воспитательная работа в школе, если ей руководит почетный работник образования Вера Разумова? Она награждена медалью «За трудовую доблесть». Еще трое моих заместителей также носят звание «Почетный работник образования». Главные наши успехи – в учебной работе. В этом году мы выпустили 10 медалистов – это дети, которые подтвердили свой статус высокими баллами ЕГЭ.

Гимназия №44 имеет множество наград и побед. По информации официального сайта учреждения, оно добивалось звания победителя в таких конкурсах, как «Школа – территория здоровья», среди общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих инновационные образовательные программы в номинации «Лучшая школа – центр патриотического воспитания», и многих других.

– Не только школа, но и ученики под Вашим руководством достигали высоких результатов. Помните Ваших самых ярких «звездочек»?

– У нас все ученики яркие, красивые, умные и грамотные. Многие наши выпускники добились немалых успехов. Например, один из учеников Денис Ильин стал большим ученым. Еще одна выпускница Алена Чехова стала замечательной артисткой, сейчас живет в Москве, недавно приезжала выступать в ДК «Руслан». Немалых успехов добилась и Марина Шкробова (поэт, художник, актриса, автор международного проекта «Поэтический салон Марины Верналис». – Прим. ред.), она постоянно выступает по телевизору, ездит по городам.

– Поделитесь секретом: как направить учеников на успех?

– Каждый педагог должен уважать ученика, его личность. Самое страшное оружие учителя, как говорил Юрий Иванович Латышев, – это крик. Ни в коем случае нельзя его использовать.

В обучении нужны уважение и любовь. У нелюбимого учителя ученик ничему не научится. Поэтому учитель должен быть эрудированным, интересным учащимся. Кроме этого, необходимо понимать интересы школьников.

– Как же оставаться любимым учителем и сохранять свой авторитет?

– В этом и есть талант учителя. Даже среди друзей-педагогов говорю: «Вы мне друзья, но когда мы на работе – вы равны со всеми». Ребенок может быть сильным, вызывать уважение, быть активным, много помогать. Учитель может о нем говорить, приводить в пример, но если что-то ребенок делает не так, то он должен сразу почувствовать «жесткое слово». Для этого учитель должен быть не только специалистом предмета, но и психологом.

– А если школьник отстает в учебе, как найти к нему подход?

– Нужно набраться терпения. Учитель, имеющий опыт, сможет найти подход к ребенку. В первую очередь нужно понять, почему он не усваивает урок: болеет, находится в неблагополучии или это просто нежелание учиться. Понять, почему школьник, который получал пятерки, вдруг стал хуже учиться. Может, у него проблемы в семье, и он нуждается в тепле, которое мы можем ему дать. Здесь учитель снова должен быть психологом, чтобы суметь найти подход к каждому.

– За долгие годы Вашей работы сильно ли изменились подходы к обучению?

– Конечно! Если раньше в первом классе мы начинали писать палочки и крючочки и больше занимались чистописанием, а только через полгода начинали читать по слогам, то сейчас дети приходят в школу уже с умением читать, считать и писать. Перед школой дети обязательно проходят программу по подготовке к школе, и ребенок в первый класс идет уже с базовыми навыками. К тому же уже с 3-4 лет малыши знают технику, владеют компьютерами, телефонами.

– Какие плюсы и минусы в современных подходах к образованию Вы можете отметить?

– Преимущество – в развитии цифрового подхода. Сейчас нам во всем помогает техника, которую еще несколько лет назад мы только начинали изучать и подходить к этому. Сейчас без компьютера, конечно, уже нет возможности работать. В том числе это продвинуло и школьников: они чаще делают проекты по дополнительным материалам, которые раньше нужно было получать из библиотек или познавательных передач по телевизору. Кроме этого, на каждом уроке мы теперь можем показывать документальные фильмы. Минус только в том, что познавательных передач хотелось бы как можно больше и по разным предметам.

– А сильно ли изменились сами ученики?

– Проблема отцов и детей актуальна всегда, во все времена. Поэтому говорить о том, что дети стали другими, нет смысла. Они не стали хуже, но теперь они более продвинутые, знают больше. Учителю сейчас трудно, потому что он должен постоянно больше познавать, чтобы идти впереди ребенка и заслужить его уважение и признание. Все педагоги должны не переставать учиться, учиться и еще раз учиться.

Также нужно уделять большое внимание трудовому воспитанию детей, потому что трудиться мы их разучили. Общественно полезный труд должен быть в школе, как и производительный. Ребята должны уметь больше делать своими руками, что-то создавать, изобретать. Мы должны прививать им привычные старшему поколению заповеди о доброте. Например, научить их уступать место пожилым в общественном транспорте.

– Вы упомянули, что сейчас необходимо трудовое воспитание. Работает ли оно в вашей гимназии?

– Мы трудовое воспитание и не отменяли! Вышли на родителей, чтобы они нас поддержали. К новому учебному году школу всегда готовили и по-прежнему готовят дети. У нас в девять утра каждый день работают трудовые отряды. На территории гимназии – красивые клумбы, и ребята соревнуются, сохраняют это все, а учителя им помогают. У нас было это всегда.

– Чем еще может гордиться сегодня гимназия №44?

– У нас на высоком уровне поставлено военно-патриотическое воспитание. Работают четыре музея. Один – краеведческий, в котором мы рассказываем о старом быте. В нем есть прялки, чугунки и так далее. Есть музей, посвященный истории гимназии, ведь ей исполнилось уже 124 года, и мы показываем, как она из маленького дома купца выросла до такого прекрасного учреждения. Есть раздел, посвященный нашим ученикам и учителям.

Кроме стендов, посвященных педагогам – участникам Великой Отечественной войны, у нас есть целая аллея в их честь. Это наше уважение к тем преподавателям, которые сражались в годы войны. Сейчас рядом с ними – имена учеников, отдавших свои жизни в Афганистане, Чечне. У нас открыт стенд и Юрию Ивановичу Латышеву, а рядом – стена памяти с именами наших учеников, погибших на Украине. Все это мы открывали торжественно,при родителях, представителях администрации города и Правительства региона, с нашими детьми.

А 1 сентября мы откроем две парты Героев в честь выпускников – участников специальной военной операции. Сейчас разрабатываем положение, выбираем, кто будет сидеть за ними. Впереди у нас открытие улицы имени Юрия Ивановича Латышева.

– И по традиции три вопроса об Ульяновске. Что в нашем городе Вам нравится больше всего?

– Ни в одном из городов, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, не родилось столько великих людей! Ульяновск – родина революционера Ленина, писателя Гончарова, поэта Языкова, художника Пластова и многих других известных личностей. Какая богатая наша земля Симбирская-Улья-новская, подарившая миру таких людей! И писатели, и художники, и герои – это все наше! Я горжусь нашим городом!

– Какие туристические места Вы порекомендовали бы гостям Ульяновска?

– В первую очередь пройтись по ленинским местам. Владимир Ильич создал много трудов, к чему-то мы относимся с критикой, а что-то нужно брать в пример. Как же не сходить в дом Гончарова? Не прогуляться по языковским местам? Каждый уголок нашего города – история.

– Что бы Вы хотели изменить в городе?

– Зачем менять? Нужно беречь то, что есть. Стройка идет, город растет, развивается. Надо просто создавать и радоваться каждому уголку, природе, которая у нас есть. Воспитывать культуру в горожанах, чтобы нигде никто не бросал мусор, не поломал, не уничтожил ничего, не рвал цветы, а, наоборот, за ними ухаживал.

Фото: vk.com/uluprobr и предоставлено гимназией №44