30 июля мы праздновали День Военно-морского Флота. С ВМФ связали свою жизнь многие ульяновцы. В их числе — ветеран труда, подполковник Андрей Исаев, 33 года прослуживший в Советской армии, а последние годы — в Научно-исследовательском инженерном институте ВМФ в Ленинграде.
Родился он в 1930 году в селе Бессоново Тетюшского района Татарской АССР, а потому в годы Великой Отечественной войны был еще совсем юнцом. Его отец Николай Исаев был бакенщиком Ульяновского Волжского пароходства и одним из первых ушел на фронт – 23 июня 1942 года. В том же году он погиб в жестоком бою под Ленинградом и долгое время считался без вести пропавшим. В настоящее время останки лежат в Братской могиле около села Жарок Киришского района Ленинградской области.
— В семье нашей было четверо детей. В годы работы в пароходстве отца инженерно-техническим работникам выдавали паек, в котором было все: мука, хлеб, зерно и даже масло. Это помогало прожить трудные годы нашей семье. После того как его призвали на фронт, до середины 1943 года этот паек мы получали, а в 44-ом и последующие годы уже нет, — рассказал ветеран.
В семью Исаевых, как и во многие другие, пришел голод. Бывало, что не было для еды даже картофельных очистков. По весне всем селом выходили на замерзшее колхозное поле, чтобы отыскать промерзшую картошку. А чуть позже сельчане варили щи и борщ из лебеды, ранней крапивы и другой травы. Также делали котлеты из остатков муки (если такая имелась) и молодых листьев липы.
Жить было трудно, Андрей Николаевич был старшим в семье и являлся главной опорой для матери и младших. Поэтому, окончив шесть классов, отправился к тете Прасковье Бариновой, работающей в местном Ундоровском совхозе свинаркой. В свои 13 лет парень уже начал работать у нее на подхвате: пилил и колол дрова, разносил болтушку и корм свиньям. Трудился не покладая рук, лишь бы заработать на «черняшку» – кусок черного хлеба, а иногда и «жмыха».
Через некоторое время Андрей Исаев начал работать на конюшне.
— Совхоз был небольшой, и население сборное. Приезжали работать люди со всех окружающих селений. Было холодно и голодно. Жили в двухэтажных деревянных общежитиях. Стены были тонкие, но в каждой комнате была маленькая буржуйка. С дровами было сложно, их вообще не давали, хоть и жили в лесу. Площади для сеноугодий не было, держать скот было трудно. Но отношения у людей были чудесные! Все друг друга уважали, — поделился ветеран.
Хоть в совхозе было непросто, зато всех рабочих кормили обедом. В поселке висел кусок рельсы, к которому прилагался молоток. В начале и конце рабочего дня, а также во время обеда по нему били так, что слышали все сельчане. Для тех, кто работал на складе или в поле, были другие сигналы: в обед высоко вывешивали красную материю, чтобы было видно издалека.
Несмотря на свой возраст, Андрей Исаев не боялся сложной работы, ему поручали пасти большое совхозное стадо, зимой он запрягал лошадь и возил воду на ферму. Парня после войны отметили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Юношу всегда тянуло не только к лошадями, но и ко всякой технике.
— Помню, по совхозу прошла легковая машина. Из выхлопной трубы выходил синий дымок, мы бежали за ней и принюхивались. Шофер был в кожанке, кожаных рукавицах. Мы с таким восторгом смотрели, было желание разглядеть поближе, — рассказал ветеран.
Его желание работать с техникой исполнилось в 50-ых годах, когда его отправили в Мелекесс в школу механизаторов – МСХ (Механизация сельского хозяйства). Там ульяновец получил удостоверение тракториста, которое пригодилось ему в будущем.
В 1952 году Андрей Исаев был призван на службу в ряды Советской армии и до 1953 года был курсантом Острогожского Военного училища Воронежской области, где проходил подготовку в качестве автомеханика.
— Только перед призывом в армию пришел в Ульяновск. Мне понравился город Ильича. Я увидел тренирующихся на танкодроме курсантов, и у меня появилось желание стать офицером Советской армии. Мне далось это сложно, к своей мечте я шел долго, — рассказал Андрей Исаев.
Как только наш герой окончил военное училище, его и еще троих из Ульяновска отправили в группу советских войск в Германию, где он стал инструктором по подготовке военных водителей. Чтобы стать офицером, ему одновременно приходилось четыре года учиться в вечерней школе, организованной воинской частью, наверстывая упущенное в годы войны.
В Германии на службе ульяновец пробыл целых десять лет. В 1954 году, как рассказывал ветеран, у них был день икс. Немцы вновь хотели вернуть свою власть, но советские войска вывели военную технику и разогнали их.
А в 1962 году нашему земляку посчастливилось сопровождать одного из первых Маршалов Советского Союза Семена Михайловича Будённого, который прибыл в ГСВГ в часть как председатель инспектирующей группы войск.
— Он проверял воинские части с комиссией. Жил в 25 км от Берлина в пригороде Потсдам. Я его сопровождал два сезона. Он приезжал с младшим сыном – Михаилом и объездил весь советский сектор по всей Германии. Посетил и прославленный Нюрнберг, где Международный военный трибунал приговорил 12 фашистских преступников к высшей мере наказания, — рассказал подполковник.
Уже в 1963 году Андрей Николаевич был переведен для дальнейшей службы во внутренние войска Приволжского военного округа, а после — в Ленинградский военный округ, где в НИИ МО получил должность начальника парка инженерных машин.
— Я долгое время служил по контракту в Советской армии, но всегда имел желание получить офицерское звание и расти дальше. После окончания среднего училища в 1968 году я начал готовиться к прохождению экстерном учебы в Рязанском военном автомобильном училище. Я съездил туда, получил программу, уже был готов к экзаменам, но разрешение на их сдачу дают только до 33 лет, а мне было уже 38 Было отказано, — сказал военный.
После возвращения в воинскую часть он доложил непосредственному начальнику о сложившейся ситуации. Продолжал служить дальше, однако спустя время его вызвал к себе начальник и вручил необходимое разрешение. И ветеран отправился обратно в Рязань, где получил звание лейтенанта. Всего таких обучающихся экстерном со всей армии было 28 человек. Они проходили трехмесячный курс и сдавали 25 экзаменов, большинство которых относилось к военным дисциплинам.
На этом его учеба не закончилась. В 1978 году Андрей Исаев окончил вечерний Ленинградский университет Марксизма-Ленинизма. В 1978 году получил звание майора ТС. Его назначили заместителем командира ИТБ по технической части. После чего он прослужил в этой должности до ноября 1984 года.
— Служба всегда, к счастью, проходила успешно! В батальоне переменный состав был 340-350 человек и разделен на три части: Ленинград, станция Приветненское на Финском заливе и на границе с Финляндией. Жил больше на ст «Приветненское». У нас было множество национальностей и все служили ровно, хорошо. Мы в этот институт набирали ребят-специалистов: шоферов, трактористов, дизелистов. Они были довольны, что служат в Ленинграде, я часто организовывал им экскурсии, — поделился ульяновец.
Участвовал Андрей Исаев в строительстве объектов военно-морского флота, с последующим испытанием на прочность к воздействию механических и сейсмических факторов. В своей службе всегда большое внимание уделял соблюдению техники безопасности.
В 1984 году ушел в запас. Часть воинских должностей была сокращена, а инженерный парк переименован в гараж. В нем Андрей Исаев проработал до 2013 года, после чего уволился и окончательно переехал в Ульяновск.
— Офицером положено очередное воинское звание, присваемое уже после увольнения в запас приказом Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Российской Федерации. Мне было присвоено звание подполковник, — заключил Андрей Исаев.
Сегодня ветеран с улыбкой в мельчайших подробностях вспоминает свою службу и делится воспоминаниями. Он по-прежнему остается в хорошей форме, ведь каждый день не меньше часа по утрам занимается на спортивной площадке во дворе. Делает зарядку ветеран, в том числе в квартире, используя гантели и эспандер.
Фото автора