Несколько учителей сообщили в редакцию нашего издания, что на них ежегодно возлагают обязанности по обходу определенных территорий и выявлению детей, которые не ходят в школу, детсады, колледжи или университеты. Преподаватели считают, что такие полномочия должны исполнять сотрудники соцзащиты и комиссии по делам несовершеннолетних.

– За школой закреплена определенная территория (улицы, дома, квартиры). И мы якобы должны их каждый год( первые 2 недели сентября) обходить и выявлять детей, которые не ходят ни в школу, ни в сад, ни в колледжи и универы. Как это относится к моим обязанностям? И почему учитель это должен делать? Разве это не в полномочиях соцзащиты и комиссии по делам несовершеннолетних?

Советник регионального профильного министерства по правовому просвещению педагогических работников Дарья Глухова заявила, что учителя могут выполнять эту работу только с их согласия. К их прямым такие полномочия не относится.

– Эту работу можно предложить выполнить учителям, но только с их согласия. К прямым должностным обязанностям учителя это не относится. Напомню, что все права и обязанности сторон образовательных отношений изложены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». И возложение на учителей работы без их согласия, не предусмотренной положениями 47 статьи вышеуказанного федерального закона, не допускается.

Глухова также напомнила, что вести учет детей полномочны органы местного самоуправления. Федеральный закон “Об образовании” не возлагает на школы какие-либо обязанности по учету детей на близлежащей территории, но школы могут организовать такую работу своими силами. Например, для выявления несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки, или выявления детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам сады и школы.

– Школа должна осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности и реагировать, если ученика долго не было на занятиях. В этом случае классный руководитель, социальный педагог, психолог или заместитель директора по социальной работе должен посещать семьи, чтобы понять, почему ребенок прогуливает и нет ли угрозы его жизни и здоровью и в случае необходимости сообщить о данных фактах специалистам различных социальных служб, ведомств и административных органов, – говорит Глухова.