В преддверии Дня знаний узнали у ульяновских чиновников, спортсменов, парламентариев и других публичных персон о ярких моментах из школьной жизни, сложностях, с которыми им приходилось сталкиваться, любимых и нелюбимых предметах, а также попросили дать напутствие школьникам и их родителям. Глава региона Алексей Русских обучение начал в деревянной школе, а его тяга к точным наукам привела его в Бауманку. Глава города Александр Болдакин в школе любил точные науки, физкультуру и даже играл в составе баскетбольной команды. Депутат ЗСО Василий Гвоздев дрался из-за первой любви и выкидывал портфели из окна. Руководитель фонда “Дари добро” Ольга Солодовникова окончила школу без троек благодаря невнимательности учителей, а своих детей она и вовсе не отдаст в школу. Председателя Гордумы Илью Ножечкина отсадили на заднюю парту из-за высокого роста. Автор “Симбирского шугожора” Виталий Ахмеров с детства пытался “издавать” рукописную газету. Искренние и местами ламповые воспоминания наших собеседников – в материале.
Глава региона Алексей Русских обучение начал в деревянной школе, а его тяга к точным наукам привела его в Бауманку.
– В первый класс я пошел в 1975 году в Ижевске. Сначала ходил в деревянную двухэтажную школу № 50. Потом открылась новая школа №5. В ней и проучился до 10 класса. Мою первую учительницу звали Галина Андреевна. Запомнил ее как строгого и одновременно справедливого человека. Очень благодарен Галине Андреевне за доброту, понимание и терпение.
В школьные годы любимыми предметами были математика, геометрия, физика и химия. Часто участвовал в олимпиадах и выигрывал их. Тяга к точным наукам в итоге и привела меня в Бауманку. Школу и университет окончил с отличием.
Глава города Александр Болдакин в школе любил точные науки, физкультуру и даже играл в составе баскетбольной команды, которая выигрывала городской чемпионат:
– В 1-й класс я пошёл в далёком 1984 году и все 11 классов учился в школе №1 города Сасово, до 1994 года соответственно. В начальной школе нас учила Нина Дмитриевна Горбунова. С 4 по 11 классы моим классным руководителем была Заслуженный учитель России Зоя Петровна Баженова, вела русский язык и литературу. К сожалению, она ушла из жизни в марте этого года. Моими любимыми предметами были физика, математика, геометрия и другие точные науки, а также физкультура. Кстати, учитель истории, Алексей Михайлович, создал в школе достаточно крепкую команду по баскетболу, в составе которой я и мой старший брат становились чемпионами города.
В 10-м классе новая учительница по физике Наталья Николаевна Подкураева стала гораздо строже учить нас по этому предмету. До этого я получал одни «пятёрки» и тут понял, что физика не так проста, как это мне казалось раньше. Отвечать на вопросы учителя приходилось почти на каждом уроке, было тяжело. Начал посещать факультативы, которые начинались рано утром, за 45 минут до основных занятий, трижды в неделю. После выяснился интересный факт: отец Натальи Николаевны был директором школы, где училась моя мама и именно мама попросила спрашивать с меня по полной программе (узнал я об этом только по окончании школы). Разумеется, это мне очень сильно помогло впоследствии, при обучении в вузе постигать такие предметы, как сопромат, термех, механику, которые другим давались гораздо сложнее.
У современных первоклашек сегодня начинается фактически новая жизнь, они перешагивают пороги школ, начинают изучать предметы, встречают новых друзей. Желаю, чтобы учёба была для них по-настоящему интересной, каждый из которых пригодится им в жизни. Желаю им усидчивости, что достаточно тяжело в первом классе, слушать учителей и приобретать нужные знания. А учителям – дальнейших творческих успехов, плодотворного общения с детьми, воспитывать наших будущих стобалльников и чемпионов!
Автор телеграм-канала “Симбирский шугожор” Виталий Ахмеров уже с детства пытался “издавать” рукописную газету.
– Я пошёл в школу в шесть лет в родной Глотовке. Это был 1995 год, тогда практиковался формат обучения в четыре года в начальной школе вместо трёх. Мой первый класс считался нулевым и там мы не столько учились, сколько развлекались – пели, танцевали и даже спали днём. Получился такой переходный период между садиком и школой.
Читать я научился дома в пять лет, поэтому учёба в школе всегда давалась легко. Читал много, поэтому грамотно писал, даже без зубрёжки правил русского языка. Это, кстати, во многом предопределило выбор профессии. С детства нравилось писать. Я даже домашнюю рукописную газету пытался «издавать». Считал себя больше гуманитарием, но нравилась и математика, особенно геометрия. Помню ни с чем не сравнимое чувство гордости, когда находишь решение трудной задачи или уравнения, над которым долго сидел. Химия и физика давались потяжелее, но чаще всего я был отличником. Правда, к выпуску расслабился и до медалей не дотянул.
Особо серьёзных случаев хулиганства за собой не помню. То стенд в классе свалю со стены, то мячом в спортзале стекло разобью. У мальчишек обычно много историй, связанных с темой запретного курения, но я сигареты не пробовал ни ребёнком, ни взрослым, так что и здесь по нулям.
Был влюблён в одноклассниц дважды. Сначала в отличницу Олю, потом в хулиганку с глазами разного цвета Женю. Признаваться, кажется, стеснялся. С Олей недавно, уже взрослыми, обсуждали это. Она сказала, что о моих чувствах даже не подозревала.
Вопрос про совет 34-летнего меня нынешним первоклассникам – очень трудный. Не хочется говорить банальности вроде «слушайтесь учителей, а книга – источник знаний». И шутить – глупо, иначе посоветовал бы начать инвестировать. Поэтому скажу так: дорогой первоклассник, если вдруг ты уже читаешь Улпрессу и забрел на этот материал, то постарайся кайфануть от этого времени. Сейчас тебе кажется, что детство и школа – это долго и нудно, но поверь, ничего более мимолетного и приятного, чем детство, в твоей жизни не будет. Возьми от него побольше. А ещё не обижай слабых. За это потом будет стыдно.
Руководитель фонда “Дари добро” Ольга Солодовникова призналась в беседе с редакцией, что некоторые хорошие школьные оценки ей доставались из-за невнимательности учителей. Ольга не намерена отдавать своих детей в школу, т.к. для них она выберет альтернативный вид получения знаний. Вместе с этим Солодовникова сама получает педагогическое образование и при написании кандидатской попытается разобраться, как же влияет классическое образование на формирование личности.
– Больше всего мне запомнились выпускные классы. До девятого класса я вообще не могу сказать, что ходила в школу с каким-то интересом. Не могу сказать, что меня учеба сильно вдохновляла, наоборот, мне учиться не нравилось, я это делала для того, чтобы мои родители не расстраивались. Несмотря на это я всегда очень хорошо училась и в моем аттестате всего несколько четверок. После 9 класса меня распределили в физико-математический класс, где у меня появились новые друзья, с которыми мы стали очень активно проводить время в самой школе: организовывали концерты, участвовали в КВН, делали различные мероприятия, экспериментировали. Мы практически жили в школе и мне это очень нравилось, я видела в этом большую пользу для себя. Это дало мне хороший опыт, чтобы дальше продолжить свою работу в публичном поле. Мне достаточно легко всегда давались русский язык, литература, алгебра, история. Самые нелюбимые – это физика и химия, я вообще не понимала их. Когда меня по этим предметам вызывали к доске, я просто как стихотворение заучивала параграф, при этом абсолютно не понимая ни законов, ни формул. По счастливой случайности рядом со мной сидела подруга Лена Семидейкина (у Ольги в школе была фамилия Семикопейкина – прим.ред.), и так как преподаватели по физике и химии были в преклонном возрасте, то они очень часто путали нас. Мне поэтому часто ставили пятерки и четверки, которые принадлежали Лене. Ей было не жалко, благодаря этому я окончила школу без троек. Родителям первоклассников я бы посоветовала не давить на своих детей и делать из них отличников, т.к. школьные оценки не играют никакой роли в будущем. Уже сейчас я вижу, какие последствия бывают после школы, как сильно ограничивают творческий потенциал и как школьная система делает людей без мечты. Для себя я приняла решение, что мои дети в школу не пойдут. Мы будем выбирать для них альтернативный вид получения знаний. В целом в общеобразовательные школы мои мальчишки не пойдут. Я сейчас поэтому пошла учиться в педагогический, чтобы педагогика была для меня не просто каким-то необычным словом, а чтобы это стало моей второй профессией. Параллельно планирую писать кандидатскую диссертацию, чтобы исследовать вопрос, как влияет классическое школьное образование на формирование личности и как с этим можно работать.
Спортивный функционер, основатель клуба Malkhasyan FFC Хачатур Малхасян признался, что был хулиганом, преподаватели его недолюбливали и “вешали” на него все беды:
– Легче всего мне давались в школе физкультура, химия, физика и литература. В раздел “нелюбимых” попадали все остальные предметы, потому что особой тяги к их изучению у меня не было. Я часто сталкивался с тем, что многие преподаватели меня недолюбливали, т.к. я был хулиганом и плохо себя вел. Бывало и так, что даже если не я набедокурил, то обвиняли все равно меня. Но в глубине души меня преподаватели любили. Первоклассникам советую радоваться началу первого этапа к становлению личности, ни о чем не беспокоиться и заниматься спортом. Тем ученикам, которые учатся в старших классах, советую больше времени уделять учебе, учить иностранные языки и выбрать свой вектор направления.
Психолог Юлия Шулепова рано начала читать и с первого класса помогала учителям проверять сверстников на скорочтение:
– Из ярких воспоминаний. Первый класс, я уверенно читаю с 4,5 лет, пришла в класс, где дети с трудом читают по слогам. Учительница, когда это увидела, стала сажать рядом и я вместе с ней проверяла часть своих одноклассников на скорость чтения. Помогала ей таким образом. И еще очень яркий момент уже с выпускного, 11 класса. Нам вручали аттестаты в актовом зале школы, сначала мы дарили учителям букеты по иерархии, как положено. А потом разрешили подарить тем, кому мы хотим сами. И в один миг нас, человек 80, выстроилось в очереди у преподавателя истории. Она плакала и мы плакали. Даже не представляю как она себя чувствовала в тот момент – это же такое искреннеепризнание твоего служения.
Легче всего давалась литература: я любила книги, читать научилась рано, а в подростковом возрасте очень хотела стать журналистом. Мне тогда уже в школе казалось, что я могу неплохо, интересно писать.
А ещё любила историю. Учитель истории – Людмила Александровна, всегда будет в моем сердце. Благодаря ей я имею привычку следить за новостями: мировыми, федеральными, региональными. Могу анализировать и делать выводы.
Терпеть не могла физику, уроки труда. Физику – из-за сложного учителя, который не сумел влюбить в свой предмет, труд – потому что хозяйственная сторона во мне далеко не самая сильная с детства)
Совет такой: если у вас будет недостаточно хорошо получатся учиться – это никак не определяет, что вы нехороший человек, это вообще никак не определяет какой вы человек. Вы можете быть разными, вы можете захотеть стать кем угодно и, да, вы можете передумать.
Министр образования Наталья Семенова вспомнила о волнительном приеме в комсомольскую организацию, а ее детский портрет на тему “изобрази себя в будущем совпал с реальностью на 90%.
– Вся моя школьная жизнь была пропитана разными активностями. Хорошо помню, как принимали в комсомолы. Сначала проходил отбор на уровне школы, потом на уровне комсомола района. Это было волнительно и гордо, когда меня приняли в комсомольскую организацию. Еще у нас был очень дружный класс, мы всегда все делали вместе. Помню, как мы классом к выпускному нарисовали плакат, где изобразили себя в будущем. Он долгое время хранился у классного руководителя. Интересно, что он на 90% совпал. Меня там изобразили как учительницу с указкой. И сейчас вся моя жизнь связана с образованием.
Конечно, во время школьного периода у меня были и тройки, из-за которых я расстраивалась, но всегда старалась исправлять их. Мне всегда с легкостью давались гуманитарные предметы, очень любила и люблю сейчас литературу, очень нравилась поэзия серебреного века. Любила русский язык и всегда нравилось писать сочинения, увлекалась историей. Не всегда получалось с математикой и физикой. Еще очень любила физкультуру, увлекалась бадминтоном.
Хочу пожелать ребятам веры в себя, обязательно у каждого все получиться. Желание познавать новое, удивляться всему, что вокруг и дружить
Председатель Городской Думы Илья Ножечкин рассказал, что позитивный настрой он получил от братьев и сестер, однако заняв первое место за партой был отсажен на последнюю из-за высокого роста.
– 1 сентября 1995 года я пошёл в 1 «З» («занковский») класс 76-й школы. Я был младшим в семье среди всех родных и двоюродных и был наслышан о школе. Нужно сказать спасибо моим старшим братьям и сёстрам — настроили меня на школу позитивно. Помню, что тогда все шли на линейку либо с астрами, либо с гладиолусами. У меня были гладиолусы. Я сразу занял место за первой партой, откуда меня через несколько дней в силу роста благополучно пересадили. Не так давно видел нашу первую учительницу Нину Сергеевну. Мне кажется, что за это время она ничуть не изменилась. Подходы к учебе были нестандартными: нас приучали к соревновательности, мы постоянно старались получить больше баллов/наклеек на тетрадь/обложку лидера и т. д. За это тоже хочется поблагодарить наших учителей и школу. В 5 класс я перешёл уже в 33-й гимназии и оканчивал уже её. Тогда многие «занковцы» в среднюю школу переводились в разные гимназии города. Предметов, которые давались бы сложно, не припомню. Меньше всего нравилось черчение. Больше всего — история. Совет: стараться по всем направлениям по максимуму, ведь мир меняется быстро, как и профессии, и что именно пригодится через 5 лет из навыков, не всегда можно точно предположить. Любите родных и близких. Уважайте и цените учителей и одноклассников. Школьные годы — это то, что каждый человек вспоминает всю жизнь!
Бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина из школьных лет с теплотой вспоминает запах канифоли из кабинета радиотехнического кружка, который вел ее отец.
– Я училась в гимназии №1 имени Ленина. В школе нагрузка была серьёзная, учили два языка. А ещё в моей жизни была художественная гимнастика, музыкальная школа и кружки. Это был режим нон-стоп, но ещё хотелось и пообщаться с друзьями. Очень хорошо помню это постоянное ощущение, что нужно везде успеть. Среди любимых школьных предметов были английский и французский языки, история, литература. Не любила математику. Очень приятное воспоминание связано с радиотехническим кружком, который вёл мой отец инженер, в Доме творчества. Когда училась в младших классах, часто с ним туда приходила. До сих пор помню витающий в воздухе аромат канифоли, и как мы с неподдельным интересом паяли микросхемы. Юным ученикам я бы хотела пожелать неугасающей любознательности, звенящей радости, живого любопытства, благодаря которым жизнь будет улыбаться им в ответ и круто меняться.
Депутат ЗСО Дмитрий Грачев каждое первое сентября мечтал, чтобы оно выпало на пятницу, чтобы еще немножко отдохнуть.
– В первый класс я пошел с 6 лет и был самым маленьким в классе. Помню, что первый раз в школе я заблудился, очень долго искал кабинет. Первая моя классная руководительница Надежда Блинова изначально казалась очень строгой, но потом уже понял, что она все делала правильно. Воспоминания о школе также связаны со встречей с друзями, обменом впечатлениями о прошедшем лете. Первое сентября я всегда ходил с приподнятым настроением, вместе с тем всегда хотелось, чтобы этот день выпадал на пятницу, чтобы еще два дня отдохнуть. Мне давались легче всего русский язык и литература, физкультура. Сложнее всего у меня было с физикой, химией и черчением. Вспоминаю еще детские летние лагеря. В 7 классе меня отправили в “Орленок”, где я впервые увидел море, посетил с экскурсией Новороссийск. Я окончил только 8 классов и пошел по стопам своего брата в электромеханический техникум осваивать трудовую специальность. Ученикам и родителям я советую с огромным уважением относиться к труду преподавателя, все недоразумения решать мирным путем. Ребятам я советую быть прилежными, терпеливыми и понимать, что знания, приобретенные в школе, очень пригодятся им в жизни.
Депутат ЗСО Василий Гвоздев в разговоре с редакцией разоткровенничался и рассказал о своей первой любви, драки за девушку сердца и выброшенные портфели из окна второго этажа. Кроме этого учителя уже тогда отмечали его дикторский и командный голос, в связи с чем поручали ему речевки и строевые песни, которые Гвоздев не раздумывая брался исполнять.
– Учился я в школе №61. Класс у нас был очень дружный. Я в школе был очень активный, занимался легкой атлетикой, добился первого взрослого разряда по легкой атлетике. Это укрепило мой характер и силу воли. Первая любовь – Аня Гришина, которая жила в соседнем дворе. Я был ниже ее ростом, она на пол головы меня была выше. Все было как положено: портфель отнимал, за косички дергал, на свидание приглашал в третьем классе. Мы из-за нее боролись с Мишей Алексеевым, который был покрепче меня. С ней пытались целоваться во дворе. В школе дрались так, что искры летели. Выбрасывали портфели из окон со второго этажа, были активными хулиганами. Однако учился я неплохо, всегда был ударником. Иногда у меня тройка за четверть или по химии, или по английскому. Я очень любил географию и историю. Учебник по истории я прочитывал за первые две недели и знал его фактически наизусть. Также мне нравилась литература, русский язык. Со школьных времен у меня дикторский и командный голос, из-за чего я всегда был командиром отрядов. Все речевки, строевые песни доверяли мне и мне это нравилось. Родителям я бы посоветовал максимально много уделять внимания детям, каждый вечер заниматься с ними дома, спрашивать об их впечатлениях, помогать разобраться во многих вопросах, поддерживать их. Станьте своим детям в школе другом. Также обязательно нужно ходить на родительские собрания не только мамам, но и папам, чтобы было два разных взгляда. Делайте все возможное, чтобы ваши дети поменьше сидели в гаджетах в младших классах. Не допускайте, чтобы интернет и телефон воспитывали ваших детей, воспитывайте их своим примером, своими действиями.