Начался учебный год и в Ульяновске наступил традиционный коллапс с общественным транспортом. Армия пассажиров пополнилась студентами и школьниками, едущими на учебу. На остановках снова стало не протолкнуться, в часы пик в маршрутки люди набиваются, как селедки в бочку, периодически разгораются конфликты. Горожане нервничают и ругаются на власти, которые не могут организовать нормальную работу общественного транспорта, несмотря на заявленную масштабную реформу. А впереди дожди, гололед, снегопады, что еще больше усугубит коллапс.

Вопиющий случай описал читатель Телеграм-канала «Симбирский шугожор». Беременная женщина час не решалась залезть в битком набитую маршрутку (на фото — №56). К слову, нормы заполнения микроавтобуса явно превышены: как правило, разрешенное количество стоячих пассажиров — от трех до семи, это определяет производитель.

Публикация вызвала бурные обсуждения. Комментаторы поделились личными впечатлениями:

«Черт с очередью, но эти маршрутки кошмарные
Кричать, мол, остановите
Не знать, куда она едет
Передавать эту вшивую мелочь
Недавно решила рискнуть и сесть в маршрутку, но вовремя вспомнила, что налички нет, уберегли боги и демоны
Маршрутки — это позорищное позорище, фу такое в городе держать».

И даже вспомнили смешные случаи:

«Вчера 90-ая ходила очень редко с утра и когда, наконец, пришла, была просто утрамбована. Я простояла на одной ноге, но зато внутренне обогатилась прекрасным диалогом ишеевской бабки и ульяновской бабки. ИБ сильно возмущалась, что из-за таких, как УБ, едущих на кладбище утром, когда впереди весь день, и маршрутка не так набита, не доедешь до дома, и шли бы они все такие отсюда вон. УБ оправдывалась, что до кладбища больше ни на чем не доедешь и она тоже права имеет. (Я, кстати, специально посчитала потом: в словах ИБ есть истина: на Северном кладбище вышли 11 человек, в маршрутке остались 6). Ссора то разгоралась, то затихала, к концу пути они и вовсе помирились, ИБ даже милостиво пригласила УБ почаще сюда (на кладбище, то есть) приезжать. УБ побледнела, ответила: «Спасибо, но не стоит» и, перекрестившись, вышла у центральных ворот».

В прошлом году городские власти анонсировали масштабную транспортную реформу, которая предполагает модернизацию городского общественного транспорта, формирование новой маршрутной сети (с приоритетом электротранспорта), замену нерегулируемых тарифов на регулируемые, закрытие дублирующих и открытие новых маршрутов.

Что мы имеем сегодня? Автопарк муниципального транспорта представлен в основном базой ПАТП-1, где имеется 70 автобусов среднего класса. Они обслуживают 15 маршрутов (№1, 10, 13с, 20, 26с, 28, 30, 31, 35, 46, 59, 66, 91, 92, 95) и перевозят, в том числе, льготников по ЕСПБ. Плюс 10 низкопольных автобусов СИМАЗ (их поставку профинансироваала Группа Газпромбанк Лизинг, стоимость контракта — 114,2 млн рублей) на маршрутах №65 и 73.

В начале нынешнего года власти заявили о готовности приобрести для ПАТП-1 150 новых автобусов среднего класса. 50 СИМАЗов закупили в январе в лизинг на семь лет (стоимость контракта составила 935,1 млн рублей, исполнитель — московская компания «Техтранслизинг»). Еще 100 хотели приобрести нынешним летом, но сделать это не позволили финансы городской и областной казны.

Но, если все сложится, Ульяновск получит 20 подержанных ЛиАЗов из Москвы, причем бесплатно.

— Мы вошли в программу, которую реализует правительство Москвы. Пока предварительно одобрена передача нашему региону 20 автобусов большого класса ЛиАЗ. Все они прошли ТО, нужные детали заменены, — рассказал министр транспорта Сергей Воронцов.

Пока, как нам стало известно, есть некоторые юридические сложности с передачей автобусов. Как только они будут решены, ЛиАЗы вместимостью более 100 человек прибудут в Ульяновск. Городские власти обещают поставить их на самые пассажироемкие маршруты.

Программа, по которой правительство Москвы раздаривает автопарк, реализуется, как минимум, с 2016 года. Сейчас в регионы отправляют ЛиАЗы 2011-2012 года выпуска, ставшие ненужными — для столицы приобретают низкопольные автобусы экологического класса не ниже Евро-4.

20 московских автобусов должны улучшить ситуацию на дорогах. В мэрии признают, что в пиковое время подвижного состава не хватает — это касается и частников, и муниципального транспорта. По словам Воронцова, сейчас ежедневно в рейс в Ульяновске отправляется 90% автопарка ПАТП.

— Автобусы периодически ломаются; есть те, которые проходят плановое ТО, или не отремонтированы из-за отсутствия нужных запчастей (подвели поставщики). Плюс проблема с водителями — кто-то ушел на больничный, кого-то отправили на СВО, — пояснил министр.

Как уточнили в мэрии, «вопрос нехватки профессиональных кадров присутствует во всех сферах, и транспорт не исключение»:

— Водители категории Д в городе есть, стоит вопрос об их привлечении в сферу. Для этого предприятия формируют стимулирующие предложения, начиная от повышения заработных плат, до предоставлением корпоративных благ устроившимся сотрудникам. Пользуясь случаем, приглашаем водителей, имеющих категорию Д, на работу в МУП УЭТ, и АО ПАТП-1.

Еще один фактор, из-за которого люди вынуждены подолгу простаивать на остановках — нарушение графика движения. Такие факты, как уточнили в городской администрации, «фиксируются», к перевозчикам «применяются меры административного характера по КоАП Ульяновской области, работа носит системный характер, будет продолжена и впредь». Частников наказывают штрафами (до 10 тысяч рублей). А за три нарушения, зафиксированных с разницей в три месяца, перевозчиков могут через суд лишить лицензии.

Дисциплину частников предполагается повысить с помощью перевода на регулируемый тариф. С начала 2022 года количество автобусных маршрутов, которые на нем работают, выросло с 2 до 24. До конца года к ним прибавятся еще три. Перевести всю сеть маршрутов на регулируемый тариф планируется до 2028 года. По условиям торгов, перевозчики должны выставлять на маршруты автобусы среднего класса.

— Транспортная реформа — дело не одного года, это достаточно сложный вопрос. Она включает не только модернизацию маршрутной сети, но и строительство развязок, пересадочных хабов, разворотных колец и так далее. Например, организация выделенной автобусной полосы у ремонтируемого моста на Минаева помогла общественному транспорту проезжать быстрее, не простаивать в пробках. Да, проблемы с общественным транспортом есть, я сам периодически стараюсь проехать на автобусе вечером, в час пик, и все это вижу. Городским властям предстоит огромная работа, — резюмировал Воронцов.