С 1 сентября ульяновские таксисты начали работать по новому закону, вступившему в силу на всей территории РФ. Нововведение должно упорядочить работу перевозчиков, убрать с рынка нелегалов, обезопасить пассажиров от неадекватных водителей. Участники рынка говорят, что пока никаких изменений не чувствуют и ждать их не стоит — сфера как была «диким рынком», так им и останется, либо найдутся лазейки. Если же закон все-таки начнет действовать, то стоит ожидать значительного повышения тарифов.

От реестра до аттестации

Закон ввел несколько новшеств. В регионах должны составить три реестра — агрегаторов, перевозчиков и машин такси. Разрешение на работу теперь заменено реестровой записью. Информация будет сконцентрирована во ФГИС «Такси».

Каждый водитель должен будет зарегистрироваться в реестре — это можно будет сделать через Госуслуги. Для этого он должен заключить официальный договор с перевозчиком или ИП, либо стать самозанятым. Разрешения, полученные до 1 сентября, будут действовать до истечения срока (но не более пяти лет). Информация о регистрации должна размещаться в салоне машины.

До работы в такси не допустят тех, кто имеет непогашенную судимость за убийство, похищение человека, грабеж, разбой и другие тяжкие преступления; а также имеющих три и более неуплаченных штрафа, не прошедших аттестацию на знание ключевых объектов в регионе и порядок действий при чрезвычайных ситуациях.

Также таксисты должны будут оформить ОСАГО для перевозчиков (оно кратно дороже обычного), их рабочий день не должен превышать 12 часов.

«Мелкая суета»

По мнению директора Ассоциации операторов такси и диспетчерских служб Михаил Фролов, пока в сфере перевозок в регионе ничего не изменилось и скорее всего не изменится — есть лишь «мелкая суета».

— В целом все будут работать так же, как и раньше, найдут способы обойти закон. Как давали агрегаторы заявки всем подряд — нелегалам, бомбилам, неучтенным, нигде не зарегистрированным водителям, так и будут давать. Следить за длительностью рабочего дня? А кто это будет проверять? Разве Яндекс или другой агрегатор будет сам себе ограничивать доходы? Пусть хоть круглосуточно работают. А до сельской местности все эти новшества вообще не дойдут.

По его словам, водителей и предпринимателей-нелегалов на ульяновском рынке такси — основная масса, раньше их было процентов 95. Это те, кто не платит налоги, нигде не зарегистрирован, официально не трудоустроен. Берут заявки, кладут деньги в карман. Или покупают машины и сдают ее в аренду любому человеку с улицы, не оформляя, как такси. Никаких техосмотров и медосмотров водителей, специальных страховок ОСАГО — «дикий» рынок.

— Я задолго до вступления закона в силу говорил, что не нужно его принимать. Это туфта, пустая трата времени. Если хотите навести порядок, заставьте исполнять существующее законодательство — в нем все есть. Отрегулируйте деятельность агрегаторов, примите закон о коммерческих перевозках. Сейчас же будут находить «дырки». Например, один из агрегаторов заявил, что будет работать по заказным перевозкам, где совершенно иные правила. Другой — что будет сдавать машину в аренду с экипажем. Пассажир об этом, скорее всего, даже не задумывается — он делает заказ через приложение, соглашается с условиями договора. А в нем прописано, что это не такси, а аренда, — поясняет Фролов.

Он рассказывает, что прибыли у водителей сегодня небольшие. Можно набрать за месяц заказов на 50 тысяч рублей. Но отминусовать амортизацию, расходы на бензин, траты (как положено) на медобследование и техосмотр, оформление ОСАГО для такси (его стоимость 50-70 тысяч рублей), налоги… Если делать все по закону, в лучшем случае сработаешь в ноль, а скорее уйдешь в минус. Поэтому перевозчики хитрят, ищут прорехи, которые можно использовать.

— Официально в реестре, думаю, сегодня зарегистрировано процентов 20 от реально работающих на рынке перевозчиков. Когда только объявили о том, что это нужно сделать, многие активизировались, собрали документы. Кто-то не успел, кого-то завернули. Наступил сентябрь, все как работали, так и работают. Выдохнули, — говорит директор Ассоциации.

Контроль контролеров

В минтрансе Ульяновской области вопросами такси занимается один человек.
Ведущий консультант департамента регионального госнадзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов Дмитрий Хуртин рассказывает, что сейчас идет работа по формированию реестров (данные есть, их сортируют), потом их загрузят во ФГИС «Такси». Официально зарегистрировались порядка 100 юрлиц и ИП.

Хуртин уточил, что соблюдение правил работы (не больше 12 часов, отсутствие судимости) должны контролировать агрегаторы. А кто будет контролировать агрегаторов?

— Пока затрудняюсь ответить. У нас таких полномочий нет, в законе пока много непонятных моментов. Контролировать водителей мы будем во время выездных мероприятий совместно с ГИБДД. Нелегалов должны отслеживать полицейские и налоговики, хотя мы раньше тоже проводили рейды, составляли административные протоколы, — говорит Хуртин.

Он отметил, что в регионе пошли навстречу водителям и не стали вводить обязательные для такси опознавательные знаки (желтый цвет и шашечки, как, например, в Москве). Также в Ульяновской области нет требований к экологическому классу автомобилей (в столице это Евро-5).

Машина на удачу

Админ Телеграм-канала про такси Bombilagram Влад Каталымов говорит, что после 1 сентября для перевозчиков ничего не поменялось — к вступлению закона в силу не подготовились ни службы такси, ни минтранс.

— Услуги определено подорожают, так как отсеются подработчики, выходящие работать в пиковые часы. Сами таксисты сильно больше не заработают, так как значительно подорожает организация самих поездок: ОСАГО для такси, путевые, техосмотры, разрешение. Сам я к закону отношусь негативно, так как подорожают услуги и упадёт безопасность перевозок, — говорит Влад.

Цены на такси уже выросли, но по мнению Каталымова, это связано с сезонностью.
В часы пик тарифы увеличились в два раза — утром из центра во все районы можно уехать за 200-350 рублей, а вот назад (например, из дальнего Засвияжья) — уже за 500-600 рублей. С новым законом в часы пик цены могут вырасти в 3-4 раза (до 1000-1200 рублей). Либо произойдет так, что заказать такси будет в принципе невозможно — не найдется машины, либо нужно будет искать ее на удачу.

Михаил Фролов считает, что тарифы надо менять и без закона — стоимость поездки в реальности гораздо выше, чем та, что устанавливают агрегаторы. И повышать ее им невыгодно, чтобы пассажиры не сбежали. А водителям некуда деваться.

— В советское время проезд на автобусе стоил 5 копеек, посадка на такси — в четыре раза дороже, 20 копеек. Плюс по 20 копеек за каждый километр. Если сегодня автобус стоит 30 рублей, то посадка в такси должна обходиться в 120 рублей, плюс 120 рублей за километр. Выходит, что доехать на такси до Киндяковки (10 километров) по хорошему стоит 1320 рублей. Его будут заказывать только те, кто может себе это позволить. Сейчас же такси дешевле чем автобус, и это ненормально, — резюмирует Фролов.