Резкое увеличение стоимости топлива и перебои с его поставками сказались и на Ульяновской области. Перевозчики подняли тарифы, фермеры прогнозируют разорение для тех, кто обременен кредитами, таксисты говорят о скором увеличении стоимости поездок или исходе водителей из профессии. Катастрофической ситуации с дефицитом горючего, как было в южных регионах, у нас пока нет, но ситуация тревожная. Официально региональные власти ее не комментируют, ссылаясь на то, что это вопрос федералов.

Бензин вошел в число непродовольственных товаров, которые наиболее сильно подорожали в России в годовом выражении в августе. Вот как росла цена на горючее в Ульяновской области по данным компании ППК (расчет ведется по нескольким АЗС в регионе, в график включена средняя величина):

АИ-92

АИ-95

Дизельное топливо

Вчера на разных заправках в Ульяновской области стоимость 95-го бензина колебалась от 52 до 64,99 рубля. К скакнувшим ценам добавился дефицит. К примеру, в воскресенье на заправке «Татнефть» на Локомотивной можно было заправиться лишь дизтопливом: бензин, по словам сотрудницы АЗС, должны привезти. Когда – неизвестно. «Топливозаправщики стоят ждут по 18 часов, конечно, они везде не успевают», – объяснили нам кулуарно причину отсутствия горючего.

Ранее федералы объясняли дефицит топлива рядом причин: увеличенным сезонным спросом (в том числе, со стороны аграриев, которые заканчивают уборочную), проблемами с логистикой по железным дорогам (бензин во многие регионы доставляют именно так), ремонтом оборудования на нефтеперерабатывающих заводах, увеличением объемов отгрузок топлива за рубеж, а также «серого» экспорта – трейдеры отправляют бензин и дизель, предназначенные для поставок на внутренний рынок.

Автоперевозчики, работающие на дизельном топливе, рассказали, что все это уже привело к приличному увеличению тарифов. За последний месяц стоимость их услуг выросла на 15%. По словам председателя Союза автоперевозчиков Ульяновской области Андрея Чалова, раньше те, у кого есть свои складские емкости, закупали топливо на оптовом рынке. Так они могли экономить и сдерживать тариф.

— Сейчас же оптовые цены дороже розницы (они выросли за месяц процентов на 50), и цена растет. Есть дефицит дизельного топлива даже на трассах — в Самарской, Пензенской областях. Перевозчики теряют много времени на заправках, везде очереди, бывает, что заправиться невозможно. Трейдеры говорят, что ничего не понятно, не могут спрогнозировать, что будет дальше. НПЗ стоят. Пока мы пытаемся угнаться за инфляцией, но не всегда получается, где-то даже несем убытки. Все это конечно скажется на конечном потребителе, тарифы на автоперевозки будут расти, — говорит Чалов.

На сложную ситуацию с топливом жалуются и фермеры. Производитель подсолнечного масла «Новичок» Алексей Якушев говорит, что все «очень плохо, топливо не достанешь, цена на него очень высокая»:

— Мы покупаем его на оптовых базах или НПЗ. У меня прямой договор с «Роснефтью», в последний раз брали дизельное топливо за 75 рублей за килограмм. За две недели оно, говорят, подорожало на 10 рублей. По более низкой цене предлагают всякую дрянь, которой можно запороть технику.

Якушев говорит, что для фермеров это большой удар: те, у кого нет долгов, выживут, а у кого кредиты, обанкротятся.

— По моему мнению, это злой сговор: крупные агрохолдинги пролоббировали все это и ждут, пока разроятся мелкие и средние хозяйства, чтобы их выкупить. Богатые станут богаче, бедные — беднее. Субсидий от федералов крайне мало, поддержка мизерная. Мы хотели построить новую базу, мельницу, заняться переработкой, но третий год не можем это сделать, денег не хватает. В следующем году не будем ничего строить, лишь бы выжить, — говорит аграрий.

Есть проблемы и с газом. По словам автора Телеграм-канала про такси Bombilagram Влада Каталымова, в Ульяновской области есть перебои с пропаном:

— Некоторые несетевые заправки в области закрыты, так как им просто нечего продавать. Учитывая, что на одном баллоне по трассе проезжаю 300-400 км, в области бывали случаи, что просто не было открытых заправок по пути. Переходил на бензин и добирался 100-150 км до ближайшей АГЗС. Цены изменились очень сильно. В июле на АГЗС я оставлял в среднем 800-850 рублей, сейчас же средний чек перевалил за 1000. За последние пару недель был только один случай, когда я два раза подряд заправлялся за одну цену (заправляюсь каждые один – два дня). Помимо увеличения цены, на заправках пропали также скидки и акции. Цены, кстати, изменились не только в Ульяновске. Пропан традиционно стоил дешевле в Самарской области и Татарстане, но сейчас они догнали нас и местами даже перегнали.

По словам Каталымова, на тарифах такси повышение цен пока не сказалось, но снижение чистой прибыли стало ощутимым.

—  Случаев ухода из профессии из-за выросших цен на топливо в последний месяц не слышал, но, думаю, к этому все стремительно катится. Если начнут уходить, то, соответственно, вырастут тарифы такси, — считает Влад.

Региональные власти ситуацию не комментируют, ссылаясь на то, что это «вопрос федералов». В Госдуму уже внесли проект, предлагающий наделить Правительство РФ полномочиями по ограничению стоимости топлива сроком не более чем 90 дней. В пояснительной записке сказано, что сейчас «ценообразование на моторное топливо в стране не зависит от рыночных факторов, как и от цены на нефть, а подвергается воздействию иных причин, из-за чего рост стоимости топлива становится неконтролируемым и скачкообразным».

Возможность манипуляции в мелкооптовой реализации бензина и дизтоплива на заправках проверит ФАС.