Ученики старого Симбирска, как и нынешние, любили пошалить и доставляли массу проблем педагогам. Не прочь были и посмеяться над ними. Свидетельство тому – карикатуры на учителей из личного фонда одного из лучших словесников классической гимназии начала ХХ века А.Н. Степанова.

Наброски сделаны на небольших листочках и, скорее всего, были отобраны А.Н. Степановым у шалунов-рисовальщиков. На клочке бумаги – профиль какого-то молодого педагога, а на обороте надпись: «Передавай дальше». Видно, нарисовали во время урока и пустили по рядам. На другом рисунке – некий несколько осоловелый усатый тип на пенсне. Автор шаржа сделал приписку: «Только 2 года преподает в VIII кл/ассе/ж/енской/гимн/азии/». Потом кто-то исправил «только» на «уже». Ничего удивительного нет и в том, что педагог работал сразу и в мужской, и в женской гимназиях – часто практиковалось преподавание в нескольких учебных заведениях. Например, так поступал и старший брат писателя И.А. Гончарова Николай. В середине XIX века этот талантливый учитель русского языка и литературы иногда с таким увлечением рассказывал о правилах грамматики, что забыл, где находится. И одергивал гимназистов-мальчишек грозным окликом:

– Тише, барышни, тише! – вообразив, по рассеянности, что ведет урок в женском Елизаветинском училище. Один из учеников Н.А. Гончарова, зоолог и писатель М.Н. Богданов отзывался о нем как о «замечательном чудаке» и «общем любимце».

Фонд 253 (личный фонд А.Н. Степанова), оп. 1, дд. 194, 195

Публикация группы Государственный архив Ульяновской области