В Ульяновске пошла очередная волна озаборивания. В планах мэрии — установить ограждения у пешеходных переходов (на 50 метров в обе стороны) на более чем десятке улиц. Три года назад горожане уже высказывались против этого «отвратительного и бесполезного решения», но тщетно. В этот раз против выступают, в том числе, защитники старины и архитекторы, которые говорят о «формировании депрессивного восприятия города». Власти ссылаются на предписание дорожного надзора и заботу о безопасности ульяновцев. К слову, озаборивание одного перекрестка обходится казне почти в миллион рублей. «Обордюривание закончилось, теперь началось озаборивание», — говорят горожане.

Начальник городского Управления дорожного хозяйства и транспорта Валерий Художидков говорит, что установка перильных ограждений на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах делается «по предписанию дорожного надзора при управлении ГТИБДД»:

— По нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» мы ведем работы по ремонту асфальто-бетонного покрытия. При этом предусмотрена установка заграждений. Все это — в комплексе работ, которые включают ремонт дорог, освещения, установку светофоров, нанесение разметки.

В мэрии рассказали, что перильные ограждения уже установлены в Баратаевке, Карлинском, Кротовке, в Пригородном и селе Отрада, на улицах Заречная, Карбышева (у школы №86), Куйбышева, Лесной, Пархоменко (школа №28), Радищева, Розы Люксембург, Докучаева, Хваткова, Артема, Толбухина (школа №26 и 56), Оренбургской, на Западном бульваре (школа №37), перекрестке Устинова-Филатова. А также в центре — на перекрестках Либкнехта-Гончарова и Льва Толстого-Гончарова, улицах Шевченко и 12 сентября, у парка Матросова. И работы еще ведутся.

— Установка будет продолжаться и в 2024 году. Итоговая сумма, сколько потрачено на перильные ограждения в нынешнем году, будет известна в ноябре, по факту сдачи, — уточнили в городской администрации.

Мы изучили документы с сайта госзакупок, где прописаны сметы работ. Изготовление и установка 100 метров перильного ограждения тип «крест» на перекрестке Рябикова – Шигаева стоят 929 733 тысячи рублей, на Димитровградском шоссе —1 019 902 рублей, на Ефремова – Богдана Хмельницкого — 1 200 686 рублей.

Вот так они выглядят (скрин из документа на сайте госзакупок).

Художидков сослался на ГОСТ Р 52289-2019, который регламентирует озаборивание. В Национальном стандарте говорится, что «перильные ограничивающие пешеходные ограждения следует применять на нерегулируемых наземных пешеходных переходах, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений». В остальных местах, по идее, для этого должны быть веские основания.

При этом есть допущение не продлевать такие ограждения после остановок маршрутных транспортных средств, расположенных возле перекрестков или выездов с прилегающих территорий, а также не устанавливать эти ограждения при наличии газона, отделяющего проезжую часть от тротуара, шириной более 1 м или при наличии сплошной посадки кустарника.

В Ульяновске озаборивание провели и по правилам – у перекрестков возле школ и детских садов. Но, например, у Почтамта, на перекрестке Гончарова и Льва Толстого, пешеходы, как правило, ходят по светофору, а перебегать дорогу где попало не дает аллея посредине улицы.

Еще одно не самое очевидное решение. Еще и там, где вообще нет тротуара.

Начало работы около парка Матросова. “Это так убого. Хуже только ещё все деревья спилить, но, боюсь, это в проекте”, – рассказала горожанка.

«Есть ли толк в этом?», — задавали вопрос многие ульяновцы. Ответ — на видео.

В УРО ВООПИиК с тревогой ждут, когда перильные ограждения придут на все улицы – фиксируют пока еще не тронутые заборами места.

— Отношение, конечно же, отрицательное — искажается внешний вид города, восприятие объектов культурного наследия. Из заповедника «Родина В.И. Ленина» убрали весь транспорт — запретили парковаться машинам, что неудобно для туристов. А эти заборы объясняют «заботой о людях». И страшно смотреть, из какого материала все это делают. А ведь чугунные ограды убрали, в сквере Ильи Николаевича Ульянова забрали, так и не вернули… Все это так настойчиво — плитка, бордюры, теперь заграждения. На это деньги находят. А на то, чтобы залатать крышу в кадетском корпусе и сделать там отопление — нет, — говорит председатель УРОО ВООПИиК Ирина Зубова.

О том, что озаборивание идет не на пользу городу, говорят и архитекторы. Руководитель бюро «Простор» Кирилл Штемпель считает, что чем меньше преград человек встречает на своём пути, перемещаясь по городу, тем комфортнее он себя чувствует:

— Ограждение вдоль проезжей части — это, в первую очередь, визуальный мусор, а уже потом средство безопасности, потому что видим мы его постоянно. Насчёт того, защитит оно кого-то, большой вопрос. Интересно было бы изучить статистику, насколько сократилось количество несчастных случаев на дорогах, где установлено ограждение. Думаю, что, скорее, наоборот. Есть мнение, что ограждение дорог — это ещё бОльшая угроза безопасности пешеходов, чем его отсутствие. Ограда принимает на себя удар автомобиля и разлетается в стороны, может причинить вред людям на значительном расстоянии от места аварии.

Ограждения создают ощущение ограниченного недружелюбного пространства, формируют депрессивное восприятие города. Если и говорить о необходимости отсечения проезжей части от пешеходного тротуара, то гораздо уместнее использовать более эстетичные приёмы: озеленение деревьями или кустарниками, просто полосу газона.

Хотя есть случаи, когда ограждение уместно. Например, чугунная ограда зелёной зоны в центре улицы Гончарова в Ульяновске, которой сейчас нет. Оно создавало камерную уютную среду пешеходной зоны, окружённой дорогами с активным движением. И как раз там давало ощущение безопасности.

Вчера активисты высказались против озаборивания оригинальным способом. Они устроили в центре Ульяновска «Поле чудес» – загадали слово «забор», как это делают в популярной ТВ-игре. «Вместо стихов, плясок и подарков в студию – гнев, брань и желание вернуть как было», – пояснили свой замысел авторы «игры».