Из цикла «Древо жизни»

                             «У меня спокойная совесть и неспокойный ум.»

                  Пабло Неруда, чилийский поэт, лауреат Нобелевской премии.

Я  люблю встречать позднюю осень на хуторке, затерянном в  лесах Ульяновской области. Это  местечко  отсечено от цивилизации оврагами  и лесами; там еще сохранились  четыре старых крестьянских избы, построенные когда-то  бежавшими в эту глухомань  от коллективизации крестьянами…

Этот хуторок – уголок  России моего детства. Той России, которой уже нет – с деревнями без электричества, с соломенными крышами, с непроезжими после дождей проселками, с телегами на деревянном ходу, которые волокли по этим  проселкам недокормленные даже в летнюю пору колхозные лошади. В этих  деревнях  люди  не имели паспортов,  не знали   холодильников и телевизоров, там не было  радиоприемников –  а единственный телефон располагался  исключительно лишь в правлении колхоза. Обычно эти  «правления» располагались в  бывших кулацких домах, хозяев которых уже давно, еще до моего рождения,  куда-то  навсегда  отправили. И даже тогда, в дни моего детства  от них остались лишь смутные  обрывки воспоминаний… А может,  память   и была  еще  немножко жива- – но кто осмелился бы тогда,  в   советские времена , что- то рассказывать о «врагах  советской власти »?

Хуторок Вязки (назовем его так) возвращает меня в прошлое.  И это возвращение    пробуждает во мне  странные чувства. Оно  умиляет  своей сладостной  безмятежностью детства- и тут же  опрокидывает наземь  реальностью   моих  полудетских лет. Оно  напоминает  о  детски-  блаженном   единении с природой  –  и тут же свидетельствует   о нынешнем поругании ее.  Оно  пробуждает  туманные мечтания  юности – и отрезвляет писком сотового телефона в кармане..

Короче говоря, уединенность хуторка  таит в себе то  раздвоение личности , которое  сродни  либо любовному помешательству, либо  крепкой выпивке…

И еще  эта  затерянность , этот кусочек  ландшафта из прошлого, эта неспешность существования под шум  леса  напоминает о неотвратимости конца, о бренности нашего  существования , о вселенской бессмысленности бытия…

Я выхжу ночью     в старый , глухо заросший сад и смотрю в небо. Туманность Млечного пути опоясывает  все созвездия  летнего северного полушария… звезды невозмутимо и снисходительно  смотрят   на нашу земную жизнь.  И становится  до боли, до сердечного спазма ясно:  никогда не познать   человеку и человечеству всех тайн вселенной, не видать ему  никаких   ( как пели хором бодрые комсомольцы)«пыльных тропинок  далеких планет»  – на которых, якобы останутся  «наши следы». Не трепыхайтесь, не  останутся. Их- так  же  –  как и на планете Земля – – их уничтожит Время…

И не будет никогда никакого «Города Солнца».

…  А потом я  возвращаюсь в древнюю избу, которая скрипит при сильном ветре и вздыхает по ночам  как  больная старуха .

В доме стоит  необъятная  русская печь.  Она занимает четверть пространства , ее  твердокирпичеая  побеленная туша  осаживает  многие годы   задний угол дома… Она ,  именно она была  в этой избе  десятилетиями и кормилицей, и  согревательницей, и утешительницей.  В ее  необъятное чрево  всаживала  еще до рассвета  встававшая хозяйка  еду всему семейству на целый день…- это были  непременные щи, каша в чугунке, пареная тыква или  свекла….

Эта печь являла собой  образец невероятной выживаемости  русского  крестьянина , она была изощренным изобретением  нищеты и климата, она утверждала  несокрушимость   векового   российского «Домостроя»…        Проще говоря, ее   громадная  , прикрытая заслонкой  пасть  наглядно демонстрировала  – а может и по сию пору  обнажает  две истины. Первая: наши предки  поселились в краях немеряного леса –  и дров хватало   в долгую зиму даже на это  прожорливое  чудище. Вторая: пещера времен неолита  всегда была при крестьянине, она сопровождала   его столетиями …

Я постоянно   поглядываю на эту реликвию русского быта,   набирая на компьютере с потрясающим  именем  «Inspiron 1525»  вот эти строки…  И чувствую:  слишком  труднообъяснимо родство этих двух  существ, созданных руками и разумом человека._

Я не знаю, зачем я  пишу эти строчки. Я не знаю, какие силы  толкают мое    слабеющее зрение  отыскивать на клавиатуре  буквы и знаки препинания. Я не знаю , будет ли  кто-то  когда-то читать  эту мою осеннюю исповедь…

Когда- то , кто- то…

Для пишущего человека эти   категории –  как  ходьба в тумане: иди туда, не  знаю куда ;принеси то, не знаю что…Но я бреду и несу – а что? кому? зачем?

Не  ведаю.

Скажу больше: я даже не представляю, о чем эти   мои осенние строки?.  Что и кому  я хочу  сказать? Что я могу   добавить в уже переполненный суждениями, умозаключениями, афоризмами и  мудрыми мыслями мир?

Не  ведаю, нет….

Возможно, эта необходимость  исповедаться-  как попытка  оставить  что-то в этом мире после себя?…

На время, разумеется. Не навеки. «Навеки» – это лукавство   человеческой души , надежда  обхитрить   вечно существующее Вселенское Время…

«Время…» Кстати,  откуда,  как  и зачем явидось-  это ВРЕМЯ? Неужели и Его тоже  изобрел и создал  тот же Человек   который создал и  теплую,хранящую Жизнь  Русскую печку-  и  жуткий «Страх Божий по имени «РР_ААА-КЕТА!!!»  Тот самый  «Страх» который сейчас,. вот в этот миг  с наслаждением убивает миллионы людей !!?

Это -им же, Человеком –   созданное  чудовище   способное разрушить  ВСЕ на вроде бы бы родной ему,человеку,  Земле…

Даже  может смахнуть как пыдинку  вроде несокрушимую,  веками спасавшую человеку Жизнь Русскую печку  на лесном хуторке Вязки?

Вот о чем думается  мне в маленьком  затерянной в лесах старенькой  деревянной избе  на хуторке  с теплым  именем Вязки……

Ж.М.