В Заксобрании Ульяновской области вызвал бурное обсуждение законопроект о предоставлении бесплатных земельных участков нуждающимся семьям погибших участников СВО. Депутаты признали, что данная мера поддержки фактически никак не улучшает жилищные условия таких семей: во-первых, из-за дефицита участков и отсутствия на них коммуникаций (электричество, вода, газ, дороги), во-вторых, из-за длинной очереди, в-третьих, из-за отсутствия у граждан денег – признанный нуждающимся ульяновец сможет построить разве что “неприглядный скворечник”. Есть вопросы и к эффективности выплаты компенсации многодетным семьям, которые вместо участка могут получить 250 тысяч рублей. На эти цели из бюджета выделяют сотни миллионов рублей, но квадратными метрами семьи не прирастают.

В среду парламентарии приняли закон о предоставлении бесплатных земельных участков семьям погибших участников СВО. Условия для получения земли под ИЖС – проживание на территории Ульяновской области, российское гражданство и нуждаемость в жилом помещении. Земельные участки будут предоставляться в порядке очереди. Также закон сохраняет право на земельный участок членам семей участников СВО в случае их гибели, ранее такая норма в законодательстве отсутствовала. Если заявление поступит от нескольких членов семей погибшего участника СВО, то собственность оформят в долях.

Вопрос фактической реализации законопроекта в части наличия участков подняла председатель бюджетного комитета Мария Шпак: “Самая сложная ситуация – в Ульяновске и близлежащих районах – Ульяновском, Чердаклинском. Как мы будем двигаться в этом направлении?”.  Замминистра архитектуры и имущественных отношений Александр Таушкин ответил, что ветераны боевых действий имеют право получать участки в сельских населенных пунктах. В настоящее время предоставлено 1128 земельных участков, в очереди стоят еще 1068 ветеранов.

– Мы понимаем, что в ближайшее время вернется много участников боевых действий. С органами местного самоуправления проводим работу по формированию дополнительных участков. Свободные территории в сельских населенных пунктах имеются, здесь не видим больших проблем, за исключением выделения небольших денежных средств, которые необходимо потратить на формирование участков, – сказал чиновник.

Замминистра перебил вице-спикер Владимир Камеко: проблема – не в формировании земельного участка, а обеспечении его коммуникациями:

– Вы на голубом глазу говорите, что денег много не надо. А денег надо будь здоров! Туда нужны электричество, газ, вода, дороги, в конце концов.  На участках для многодетных – это кварталы “Г”, “Д”, “Зенит”, история на выезде из Ульяновска – нет ничего и строится всё годами! Поэтому и в очереди у вас стоит более тысячи человек. У вас нет средств, чтобы обеспечить участки инфраструктурой.

Депутат Сергей Моргачев вспомнил диалог президента Владимира Путина и экс-губернатора Сергея Морозова. Тогда, при посещении 31-й бригады ВДВ, глава государства спросил у местного руководства, для чего тот выдает участки многодетным: “Вы участки для картошки раздаете или инфраструктура под ИЖС там будет”? Моргачев отметил, что за эти годы вопрос не решился – участки по-прежнему пригодны лишь для овощей.

Председатель промышленного комитета, член фракции ЛДПР Дмитрий Грачев отметил, что семьям, в которых погиб мужчина, построить дом будет сложно. Депутат предлагает введение альтернативной меры поддержки, которая действует для многодетных семей – выплату в 250 тысяч рублей, либо строительство для таких семей типового жилья.

– Эта мера сейчас у многодетных востребована. В идеале – расширить её и на эту категорию семей, но учитывая наши финансовые возможности, – сказал депутат.

Депутат Марина Беспалова назвала выплату в 250 тысяч рублей популистской мерой поддержки и поддержала Грачева в части предложения по строительству типового жилья:

– Мы один из немногих регионов, который принял решение выплачивать компенсацию взамен участка. Считаю его популистским, так как оно не решает проблему улучшения жилищных условий многодетных. Они получают деньги, тратят их и продолжают жить в стеснённых условиях. Как один из вариантов – строительство типового жилья, потому что сами они не в состоянии ни построить дом, ни отремонтировать свое жилье.

Глава кабмина Владимир Разумков озвучил, что за 2022-2023 годы на меры поддержки семьям бойцов из бюджета потратили 1,3 млрд рублей –  в основном это выплаты семьям, в том числе за погибших участников СВО. По его словам, назначать выплаты вместо предоставления участков сейчас для бюджета “достаточно затруднительно”. В 2023 году на выплаты компенсаций многодетным из казны выделили около 300 млн рублей. Всего за два года выплаты получили 1200 семей. “Это большие деньги, которые мы могли бы потратить на инфраструктуру. Только вот свои жилищные условия семьи не улучшили”, – резюмировал Разумков.

Олег Лобунец рассказал, что он, как единственный в Ульяновской области Герой России, не может получить свой участок с 1997 года.

– На первом участке, который мне предоставили, живет Харлов (Вадим Харлов, бывший сенатор от Ульяновской области, прим.ред.) Я пришел его посмотреть, а через неделю его выдали другому человек, который построился и живет там.

Беспалова добавила, что большинство обращений по земле ей поступает из Димитровграда, где участки для многодетных скупают риэлторы:

– Многодетные получают участок, пишут отказ и идут за компенсацией, которую выбивают через суд, так как денег в бюджете нет. А те адвокаты-риэлторы, которые их сопровождают, занимаются скупкой этих земель под мало- или многоэтажное строительство. Единицы из многодетных, кто способен построить свой дом. Нам нужно проанализировать законодательство и скорректировать его. Компенсации нужно отменять!”.

В итоге после долгих обсуждений депутаты законопроект приняли.