С начала 2021 года в Ульяновске ведутся попытки внедрить систему оплаты через “СберТройку”. На первый этап отвели полгода, с  тех пор прошли несколько волн тестирования, но видимого результата это не принесло. Сейчас во всем городском электротранспорте установлены валидаторы, через которые по задумке можно проводить оплату по банковским картам. Однако “СберТройку” они так и не начали принимать, а сама система зачастую сбоит и по несколько раз списывает средства –на это неоднократно жаловались пассажиры. В октябре мэрия заявила, что в тестовом режиме снова привлекла “СберТройку”, которая должна устранить прежние недостатки с помощью своего обновленного программного обеспечения. У оператора есть ряд преимуществ, однако вопрос о его внедрении будет решен через конкурс.

Во-первых, валидаторами, которые принимают “СберТройку”, должны быть обеспечены все автобусы 17 городских маршрутов, которые перешли на регулируемый тариф. Это одно из обязательных условий при расторговке маршрутов. Однако  перевозчики находят различные причины для избегания предоставления услуги безналичной оплаты и работают “в теневом режиме”, говорит директор департамента транспорта регионального Минтранса Юрий Чибисов:

– Мы стремимся к тому, чтобы все пассажиры в Ульяновске имели возможность оплачивать проезд безналичным способом. В настоящее время это реализовано в трамваях, троллейбусах и автобусах госпредприятий, и только частично у частных перевозчиков. При переводе частных городских маршрутов на регулируемый тариф требуется установить систему безналичной оплаты. Однако фактически эти устройства отсутствуют,  перевозчики находят разные причины, чтобы пассажиры не могли оплатить проезд картой. Нам нужно бороться с этим.

Для справки. Список регулируемых маршрутов, где по договору должны быть установлены аппараты эквайринга, следующий: 

1 (Центробанк – Аэропорт им.Карамзина)
11 (с. Анненково – ТЦ «Айсберг»)
13с (д. Погребы – с. Арское – Автовокзал)
20 (ул. Отрадная – Центробанк)
26с («Центробанк – СНТ “Белый Ключ-1»)
30 (пр-кт Врача Сурова – Центробанк.)
31 (с. Карлинское – Центробанк)
37а (с. Лаишевка – м-н «Солнышко»)
43 (пр-д Нефтяников – ул. Ульяны Громовой)
46 (ул. Корунковой – ул. Якурнова)
52 (пр-д Нефтяников – ул. Маяковского)
58 (ул. Пожарского – Центробанк)
59 (Кондитерская фабрика – ул.Подлесная)
65 (пос.Индовое – 2 пр-д Инженерный)
66 (д. Погребы – с. Арское – Центробанк)
73 (пос.Мостостроителей – Центробанк)
82с (УМУП «Парк культуры и отдыха «Победа» – СНТ «Залив»)

С 24 октября систему оплаты через “СберТройку” начали апробировать на маршруте №22, в вагоне с бортовым номером 1254. Ранее на новом оборудовании для эквайринга было установлено программное обеспечение ООО “Элтранс” (оператор системы оплаты), и в этой связке происходили постоянные сбои, комментирует редакции глава МУП “Ульяновскэлектротранс” Дмитрий Шорин . Поставщик обвинял разработчика ПО, а последний обвинял поставщика во всех проблемах. В связи с этим в качестве третьей стороны пригласили оператора “СберТройка”. ПО “СберТройки” должно быть установлено в 10 вагонах до конца недели, само тестирование системы продлится до декабря, после чего объявят конкурс по выбору нового оператора. Планируется, что все процедуры завершатся до конца года.

– “СберТройка” работает стабильно, сбоев нет, считывание платежей происходит моментально. Если ранее, как мы думали, платежи не принимались из-за “мертвых зон” сотовой связи, то у “СберТройки” такой проблемы нет. Мы вернулись к этому оператору, так как они значительно улучшили свое программное обеспечение и успешно его используют в нескольких регионах. Кроме того, у нас было недопонимание с ООО “Элтранс”. Когда мы установили новое оборудование и “залили” их программное обеспечение (ПО), система начала сбоить. Поставщик оборудования винил разработчика ПО, а последний обвинял поставщика оборудования. Не было понимания, где именно крылась проблема. Поэтому мы привлекли “СберТройку” в качестве третьей стороны. Мы будем проводить тестирование до декабря. На сегодня уже три вагона в работе,  до конца недели мы должны довести это количество до 10. В этих вагонах оплата производится с использованием обычных банковских карт, социальных и ученических карт.

Говоря о преимуществах системы, Шорин отметил, что оператор “СберТройка” берет на себя риск первой поездки, обеспечение сим-картами для аппаратов эквайринга и их оплату, а также предоставление контрольно-ревизионного оборудования. С текущим оператором ООО “Элтранс” МУП находится в убытке, который складывается из долга за безбилетников в размере около 5 миллионов рублей, а также затрат на приобретение смартфонов для контролеров и оплату ПО для них (около 30 тысяч рублей). Шорин отметил, что сейчас в каждом вагоне регистрируется около 20-30% безбилетников, для их проверки необходимо соответствующее оборудование.

– Первое, что нас привлекло, это то, что “СберТройка” берет на себя риск первой поездки. Предположим, что у пассажира на карте нет средств, валидатор все равно считывает ее, и оплата все равно проходит, так как сама оплата выполняется через 10-15 минут. При следующей поездке валидатор уже не примет эту карту, так как она будет внесена в “черный список”. Однако если средства появятся на карте в течение месяца, они будут списаны. Если этого не произойдет, оператор возьмет эти расходы на себя. В настоящее время ООО “Элтранс” должно МУП “Ульяновскэлектротранс” около 5 миллионов рублей за таких безбилетников (поскольку на каждом вагоне или троллейбусе регистрируется 20-30% безбилетников), так как риск первой поездки они не брали на себя. Кроме того, оператор обязуется бесплатно выдавать, сопровождать и оплачивать сим-карты для аппаратов эквайринга, а также контрольно-ревизионные аппараты с ПО для проверки оплаты. ООО “Элтранс” сейчас берет с нас 20 тысяч рублей за программу, и мы сами закупаем смартфоны на базе Android. В среднем на одного контролера мы тратим 30 тысяч рублей. “Сбербанк” предоставляет все это бесплатно.

С каждой транзакции “СберТройка” будет получать 3% комиссии,  налоги будут уходить в Москву.  Город может потребовать от оператора открыть фирму в Ульяновске, но вопрос этот еще не обсуждался.

В случае внедрения “СберТройки” регион потеряет не так много налоговых поступлений, но взамен получит более качественные и стабильные услуги, считает директор департамента транспорта регионального Минтранса Юрий Чибисов:

– Ульяновский оператор уплачивает налоги здесь, но, на мой взгляд, налоговые поступления не так велики. Новый оператор функционирует через систему “Сбербанка”, который уплачивает налоги. С введением нового оператора мы получим более качественные услуги, так как в настоящее время имеются проблемы с безналичной оплатой, и эта проблему преодолеть пока не удается.

 

История вопроса

Соглашение о сотрудничестве в рамках запуска единой карты «Тройка» в Ульяновской области было подписано Минтрансом региона и ООО «СберТройка» 15 декабря 2020 года. Экс-министр транспорта Евгений Лазарев сообщал, что интеграция карты в транспортную систему планируется в несколько этапов и включает в себя подготовку нормативно-правовой базы, оснащение необходимым оборудованием, обучение персонала, проверку работы в тестовом режиме. Также была достигнута договорённость, что тарифы по “Тройке” не превысят действующие в регионе.

По дорожной карте проект планировалось запустить с 1 января 2021 года. Затем сроки перенесли на конец марта – до этого времени должны были установить терминалы во всем троллейбусном парке МУП “Ульяновскэлектротранс”. В феврале региональный Минтранс заявил, что внедрить “Тройки” в электротранспорте и автобусах ПАТП-1 планируется за полгода.

Тестировать карту в Ульяновске начале в марте 2021 года. Для этого привлекли 100 инициативных жителей Заволжского района, а сам тест изначально проходил только в троллейбусах. Испытания закончились еще в июне, но карту в обращение не ввели. Как нам сообщали в региональном Минтрансе, шла доработка ПО, и точные сроки запуска были неизвестны.

В частности, ведомство ожидало поставку терминального оборудования от “СберТройки”. Нынешние терминалы, которые принимают транспортные и соцкарты, в троллейбусах и трамваях несовместимы с платформой, которая используется под “Тройку”.

В сентябре 2021 года глава города Дмитрий Вавилин заявил, что город отказался от карты, т.к. “наша ульяновская система” оплата проезда “на порядок выше” “Тройки” и есть возможность расплатиться абсолютно всеми банковскими картами. В пресс-службе администрации позднее уточнили, что при тестировании “Тройки” возникли некоторые сбои в программе, поэтому сейчас все терминалы собрали для перепрограммирования и отладки.

Уже в ноябре 2021 года было объявлено, что в городе начался второй этап тестирования билетной системы. В рамках теста в двух трамваях установили валидаторы, а фокус-группе передали 4000 карт в специальном дизайне.

В январе 2022 года тройкой можно было расплатиться лишь в трех трамваях (№4 и №22), т.к. все еще проводилось тестирование системы. На тот момент ООО “ЭлТранс” проводило переговоры с банками для проведения бесконтактных платежей через установленные валидаторы. В МУП “УЭТ” сообщали, что систему планируют запустить до конца 2022 года.

С 1 апреля 2023 года во всем городском электротранспорте (42 троллейбусах и 92 трамваях) установили новые валидаторы, которые принимали любые платежные карты (кроме ApplePay и GooglePay) с чипами NFC. Однако система все также не принимала “Тройки”. Кроме того жители часто жаловались на многочисленные сбои, а также неоднократное списывание средств.