На протяжении трех лет участники Всероссийского движения «Педагоги-волонтеры» проводят бесплатные онлайн-уроки для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня движение, зародившееся в Ульяновске, объединяет свыше 1100 учителей-добровольцев более чем из 15 регионов России. Инициатива вошла в список 128 лучших проектов страны, став финалистом международной премии #МЫВМЕСТЕ, а на конкурс, между прочим, поступило 40 тысяч заявок.

Впервые бесплатные уроки учителя-добровольцы начали проводить еще в 2016 году. Тогда в Ульяновске была создана некоммерческая организация «Профи-центр», одним из основателей которой стала Елена Сорокина, представляющая в этом году свое движение и нашу область на международной премии #МЫВМЕСТЕ.

На первом этапе существования добровольческой организации она проводила бесплатные очные уроки по английскому языку для ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые не смогли бы платно заниматься с репетиторами: школьников из малообеспеченных семей, сирот, детей, проходящих длительные курсы лечения.

— В 2020 году наступила пандемия, и мы начали обучать ребят онлайн. В этот момент мы решили, что необходимо привлекать к движению не только учителей из Ульяновска, но и из других городов и регионов, чтобы расширить возможности наших воспитанников. Так мы пришли к созданию добровольческого движения «Педагоги-волонтеры», которые, по аналогии с волонтерами-медиками, занимались необходимой образовательной деятельностью, — пояснила директор АНО «Профи-центр», руководитель всероссийского движения «Педагоги-волонтёры» Елена Сорокина.

Инициаторы нового проекта бросили клич о наборе специалистов в сфере образования, и постепенно движение начало набирать обороты, становиться популярным и востребованным. Все больше учителей и ребят начало присоединяться к добровольческой программе.

— Так как у меня образование журналиста, на первом этапе реализации проекта я как волонтер проводила занятия по русскому языку для девочек и мальчиков из младших классов. Сейчас я занимаюсь только организационными моментами, решаю разнообразные вопросы, составляю расписания для учеников и учителей, — рассказала руководитель педагогов-волонтеров.

Движение уже вышло за рамки региона. Сегодня на постоянной основе в нем состоят порядка 1100 учителей, причем не только из России, но и других стран. Каждый из них готов уделять в неделю минимум час своего свободного времени для безвозмездного обучения ребят, нуждающихся в такой помощи. Все репетиторы проходят строгий отбор, прежде чем за ними закрепляют детей, однако желающих вступить в ряды добровольцев все равно много.

— У нас есть система отбора. На первом этапе участник проекта заполняет заявку, содержащую немалое количество вопросов, в это же время он загружает документы, подтверждающие наличие профильного образования, например, диплом. После того как мы просматриваем резюме, переходим к этапу видеособеседования, в ходе которого уточняем, какой у человека имеется опыт работы, оцениваем его речь, смотрим, как он выглядит, выясняем, нужна ли ему какая-то методическая поддержка, — рассказала инициатор проекта.

В рядах добровольцев место находят для всех, в том числе педагогов, не имеющих опыт, и даже старшеклассников, которые впоследствии занимаются обучением детей из младших классов, что им вполне под силу. Тем более, что такие репетиторы-новички проходят период адаптации, обучаются по базовому курсу, проходят тестирование, посещают «гостевые уроки», то есть подключаются к онлайн-занятиям опытных коллег и набираются у них полезных знаний.

Растет не только число учителей-волонтеров, расширяется география их проживания, увеличивается количество учеников-участников проекта. До 2021 года добровольцы подтягивали по предметам только ребят из Ульяновской области, но с 2022-го такие онлайн-занятия стали проводить для школьников со всей России.

Централизованно к программе обучения от педагогов-волонтеров подключилось более 15 регионов: Волгоградская, Иркутская, Ростовская области, Республики Калмыкия, Бурятия, Алтайский, Приморский, Пермский край и другие. В том числе добровольцы начали заниматься с девочками и мальчиками из новых регионов страны.

— В этих областях мы централизованно сотрудничаем с учреждениями, где имеются дети-сироты либо оставшиеся без попечения родителей, а также с социально-реабилитационными центрами. Однако поступают и единичные заявки из многих других субъектов Российской Федерации, которые узнают о нас через интернет или «сарафанное радио», — поделилась Елена Сорокина.

Вначале «Профи-центр» в основном готовил детей по английскому языку, сейчас же педагоги-волонтеры могут подтянуть ребенка по всем школьным предметам. При этом занятия предусмотрены для школьников с 1 по 11 класс. Проводятся уроки как индивидуально, так и в мини-группах, состоящих не более чем из пятерых человек. В программе также участвуют педагоги начальных классов, психологи и логопеды.

При этом в эффективности занятий с онлайн-репетиторами сомневаться не приходится! Согласно проведенному мониторингу, более 80% всех ребят, обучавшихся по программе волонтеров, либо улучшили оценки в школе, либо показали другие положительные изменения в уровне своего образования, в отношении к учебе.

— Измерить результат ребенка по пятибалльной системе можно не всегда. Бывает, что у ребенка тройка с натяжкой, но после наших занятий эта же самая тройка уже становится ближе к четверке. Это очень большой прогресс для школьника, особенно, если мы говорим о детях, которые находятся в трудной жизненной ситуации, воспитываются в детских домах и так далее. После наших уроков у ребят повышается самооценка, они без страха могут идти в школу и не бояться контрольных работ, увереннее выходят к доске, — отметила руководитель волонтерского движения.

Укрепить такой результат может долгосрочная работа, на которую и нацелены добровольцы, вступившие в проект. Их задача – не просто помочь ребенку в определенный период времени выполнить те или иные задания, объяснить тему, но и подготовить к дальнейшему самостоятельному обучению и поступлению. Поэтому расписание для волонтеров и учеников готовится на весь текущий учебный год. Есть среди воспитанников педагогов-волонтеров и ребята, с которыми занимаются все три года.

Кстати, почти 70% воспитанников из 9-ых и 11-ых классов благодаря помощи онлайн-репетиторов сумели поступить в ссузы и вузы. Как сообщила Елена Сорокина, лишь небольшой процент девушек и юношей остались недовольны результатами экзамена и предпочли выждать еще год, чтобы попробовать свои силы снова. При этом учеников, которые «не прошли порог» во время написания экзамена, у них нет.

Конечно, чтобы добиться таких результатов, от волонтеров и их учеников требуются определенные усилия. В первую очередь – строгая дисциплина. Во время уроков школьники обязательно должны включить камеру, чтобы педагог мог их видеть. Требуется от участников программы и регулярное выполнение домашних заданий, причем как школьных, так и задаваемых онлайн-наставником.

Есть свои требования и к волонтерам.

— Мы всегда настраиваем наших педагогов на то, чтобы они потратили свое время в начале занятий на выстраивание коммуникации с ребенком: узнавали о нем что-то, интересовались им и его увлечениями. Поскольку онлайн-уроки все же не живое общение, важно наладить контакт с учеником, выстроить с ним взаимоотношения, чтобы ему было интересно общаться и обучаться, — сообщила волонтер.

К слову, часто именно добровольцы и способствуют мотивации воспитанников к дальнейшему обучению. С них ребята берут пример. В то же время нередко и учителя становятся ближе к своим подопечным.

— В этом году к нам приезжали двое волонтеров, чтобы лично, вживую познакомиться с учениками из ульяновского детского дома. Мы организовывали эту встречу. Это очень трогательно, и это новый уровень взаимоотношений между нашими добровольцами и детьми, которые из волонтеров становятся наставниками, — рассказала руководитель движения.

По такой программе за три года обучилось более двух с половиной тысяч ребят. Стоит отметить, что выстроить работу между таким большим коллективом педагогов и школьниками бывает непросто. Для этого в движении работает отдельная группа волонтеров, занимающаяся организационными вопросами. Они рассматривают заявки и подбирают каждому ученику своего учителя.

Выстроить системную работу и проводить онлайн-уроки добровольцам удается благодаря онлайн-платформе, предоставленной партнерами движения. Кстати, на этом сайте школьники не только могут зарегистрироваться и найти своего репетитора, но также получать баллы за успехи в учебе.

Каждый волонтер за активность во время занятий, правильные ответы или успешное выполнения домашнего задания может наградить ученика определенным количеством баллов, которые в будущем тот сможет обменять на подарки: тетрадки, книги, канцтовары, дистанционные курсы, предоставляемые партнерами, либо мерч с символикой движения.

Свой проект педагоги-волонтеры будут развивать и дальше. В скором времени добровольцы планируют выстроить профориентационную работу, которая поможет старшеклассникам выявить свои сильные стороны и выбрать дальнейший профессиональный путь. Также в 2024 году в Ульяновске организаторы движения собираются провести форум для педагогов-волонтеров, которые смогут познакомиться друг с другом и поделиться опытом. Ожидается участие около 70 гостей из разных регионов.

— Наш проект актуален, ведь ни для кого не секрет, что многим детям без репетиторов бывает достаточно сложно обучаться. Особенно это касается ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации, у которых нет средств на платные занятия с учителями и курсы. Нашими педагогами оказывается реальная волонтерская помощь на постоянной основе, совершенно бесплатно, и это заслуживает уважения! Мне хочется, чтобы они получили общественное признание от коллег и волонтерского сообщества, поэтому я представляю это движение на международной премии #МЫВМЕСТЕ, — отметила Елена Сорокина.

Сейчас проект педагогов-волонтеров уже попал в список 128 самых лучших в стране, куда вошли инициативы жителей 48 регионов России. Ульяновцы успешно преодолели заочный, региональный тур и полуфинал в Саранске, где защищали свой проект перед экспертами в номинации «Страна возможностей». Впереди самый ответственный этап — финал.

Определят победителей по результатам набранных баллов, которые участники могут получить от экспертного жюри и по итогам народного голосования. К слову, оставить свой голос за понравившийся проект каждый желающий может на портале «Добро.ру» до 6 ноября.

Объявят победителей в декабре на международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к Международному дню волонтера.


Фото предоставлено Еленой Сорокиной